26 Декабрь 2023

Российская техника формирует полки

Правительство хочет ввести обязательный минимум ассортимента российской электроники в офлайн- и онлайн-магазинах, рассказали “Ъ” участники рынка. В Минпромторге уточнили, что конкретные группы товаров еще не определены, но речь идет о продукции, которая «в достаточном объеме производится в стране». По мнению участников рынка, это в первую очередь крупная бытовая техника. Офлайн-ритейлеров идеи чиновников не беспокоят, пострадать, говорят эксперты, могут в основном маркетплейсы.

Минпромторг планирует обязать крупные сети магазинов электроники «выделять полку» для российских товаров, рассказал “Ъ” собеседник в одном из производителей. Эту информацию подтвердили два источника “Ъ” на рынке. По словам одного из них, крупные маркетплейсы уже начинают заключать с отечественными производителями электроники соглашения о размещении их товаров на площадках. Вполне возможно, полагает он, что «будут даже какие-то требования по минимальной доле в ассортименте».

О том, что депутаты от «Единой России» разработали законопроект о «российской полке», стало известно в начале мая, сообщали «Известия». Тогда предполагалось, что Минпромторг определит наименования товаров, производимых в РФ, и их необходимую долю в ассортименте ритейлеров. Позже в законопроект добавили обязанность для маркетплейсов при поисковой выдаче первые 50 строк отдавать российским или белорусским товарам — речь шла о бытовой химии, косметике и др. В октябре документ был направлен в правительство, писали «РИА Новости» со ссылкой на заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 марта 2024 года.

По словам представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, ритейлеры после ухода западных вендоров уже начали активно заключать контракты с отечественными производителями, российские товары и так пользуются спросом. «Поэтому мы не видим необходимости подобного регулирования», — отмечает он.

В Fplus поддерживают «идею создания единой системы мер поддержки российских брендов, отечественные производители готовы закрыть потребность в потребительской электронике во многих сегментах». Но их конкурентоспособность ниже китайской, признают в группе, поэтому нужно не только административное воздействие, но и программы кешбэка, софинансирование маркетинговых затрат и другие меры.