Там, где нас нет: как живет мировой рынок

Говорят, хорошо там, где нас нет. Чтобы узнать, везде ли, где нет нас, действительно хорошо, мы решили познакомиться с ситуацией на часовых рынках других стран. За основу взяли информацию, которой во время выставки BaselWorld поделились участники конференции часовых ассоциаций стран мира.

Каждый год во второй день работы выставки в Базеле Швейцарская часовая федерация проводит встречу представителей часовых ассоциаций стран мира. Целями мероприятия традиционно является обмен наиболее важной информацией о положении дел на мировом рынке. В этом году мероприятие несколько отличалось от прошлых. Отличий было два:степень открытости и меньший состав участников. В этот раз не было представителей от ряда европейских страни Индии. Кстати, последнего я вообще не встретил ни разу за все восемь дней выставки. На прошлом собрании он говорил, что из-за нововведений законодательства про индийский рынок можно забыть года на три. Там взялись боротьсяза обеление экономики, обязали магазины сообщать в налоговую службу имена клиентов, покупающих дорогие изделия,ввели ограничения на хождение крупных купюр, ограничили владение золотом. Для часового рынка результат предсказуем:жесткое падение продаж. Видимо, названый срок еще не прошел, и в Базель индус решил не ездить.

Снижение спроса на абсолютном большинстве рынков стало основной темой доклада президента Швейцарской часовой федерации. Экспорт наручных часов в 2016 году составил 18,3 млрд CHF (25,4 млн часов), что почти на 10% нижерезультатов 2015 года. Одинаковый по масштабу спад наблюдался в поставках в США и Европу: -8,6%, для Гонконгапоказатель оказался вчетверо большим: -25%. С учетом того, что на протяжении многих лет Гонконг был главным рынком,эти цифры открыто называют катастрофическими для отрасли. Китай обнадежил во втором полугодии, продемонстрировав рост на 9%, но в целом и здесь год закончился спадом -3,3%. Про такое падение по нынешним временам говорят непременно с приставкой «небольшое». Отгрузки в Японию уменьшились на 3,3%, в Сингапур — на 10,4%.

Прирост по результатам 2016 года показали такие страны, как Южная Корея (+3,7%) и Соединенное Королевство (+3,7%). Позитивные цифры в первой из них объясняются переключением на Корею китайских туристов, а в Англии — неожиданной «распродажей», случившейся из-за подешевевшего летом фунта.

Снижение экспорта касается всех ценовых диапазонов. Чуть более устойчивы оказались часы с экспортной ценой500-3000 CHF (-3,6%), хуже всего шли дела у часов стоимостью менее 200 CHF (-11,3%).

Швейцарцы традиционно приводят только данные об экспорте и не раскрывают цифры продаж на внутреннемрынке. Общение с компаниями дает среднюю цифру падения продаж там: около 30%. Да и цифры экспорта — лишь«среднее по больнице», к тому же тщательно подправленное. Например, при «среднеевропейском» падении на 8,6%отгрузки во Францию снизились на 19,6%.

На 20,5% снизился импорт часов в крупнейшую европейскую страну, Германию. Но, согласно отчету представителей ассоциации производителей часов и украшений Германии, немецкий розничный рынок чувствует себя уверенно.Внутренние продажи часов в прошлом году даже выросли, а вот внешняя торговля снизилась в обоих направлениях:экспорт упал на 17%.

Вернемся во Францию. Ключевую роль в спросе на часы здесь всегда играли туристы. Однако сейчас их потокрезко снизился. Причина тому не только теракты, но и европейские законы, из-за которых китайцам стало сложнее получить визу. В результате (по официальной статистике) розничные продажи часов снизились на 6%. При этом интернет-продажи выросли на 7,7%. Структурные сдвиги спроса во Франции (полностью данные швейцарского экспорта): в ниж-нем и люксовом сегментах падение на 10%, а в диапазоне 100-300 евро — рост на 4%. Каких-либо позитивных прогно-зов по французскому рынку не делает никто. Скорее наоборот. Представитель Франции привел такие цифры: на пикево Франции было около 8000 часовых магазинов, два года назад — 4800, по прогнозам, через год-два их останетсявсего 3000.

Прогнозов по числу часовых магазинов в Гонконге я не слышал. По официальным данным, продажи ювелирныхизделий, часов и ценных подарков здесь снизилась на 17,2%. Но это, опять же, средняя цифра. В разговорах с компаниями звучали цифры падения розничных продаж часов в -70% от «хороших времен». О масштабе проблем говоритцифра из годового отчета Richemont: в прошлом году на выкуп товара у ритейлеров компании концерна потратили278 млн.

На примере Гонконга интересно посмотреть структуру мирового товарооборота. Общий импорт ювелирныхизделий и часов в 2016 году снизился на 12,6%. Как уже говорилось, поставки из Швейцарии снизились на 23%, а вот изСША — выросли на 25,3%. Правда, в стоимостном выражении объем импорта оттуда не столь велик — всего $200 млн.Иными словами, гонконгцы стали закупать меньше дорогих товаров и больше дешевых.

В последнее время многие производители часов стремятся предложить более доступные варианты товара. Но есть ли счастье в нижнем сегменте? В прошлом году экспорт часов из Гонконга снизился на 10,8%, в т.ч. в США — на 15% (до $1,3 млрд), в Китай — на 9%, в Швейцарию — на 13%, Японию — на 14%. Экспорт из Китая сократился на 7,5%. Так стоит ли идти в нижний сегмент, если там тоже несладко?

Одновременно с экспортом в Китае упал и импорт (-10,3%). Формальная статистика говорит, что на протяжениипоследних лет китайский часпром живет без особых взлетов и падений (в 2016-м производство часов даже выросло на1%). С учетом цифр внешней торговли это означает, что часовой рынок Китая, как и Германии, становится более амкнутым:местные производители забирают все большую долю.

Последний по алфавиту, но не по значению, мировой производитель — Япония. Согласно отчету Japan Watch &Clock Association, экспорт из Японии в 2016 году сократился по количеству на 2%, по стоимости на 8%. Внутренниепродажи в штуках выросли с 9,2 до 9,3 млн штук, но в деньгах они также упали на 10%.

Как видим, мест, где было бы слишком хорошо, нет. Практически во всех странах и во всех ценовых сегментах наблюдается серьезный спад спроса. Возможно, именно поэтому доклады представителей стран становятся все более формальными, участники стараются ограничиться данными официальной статистики. А эти цифры, повторюсь, существенно лучше реальной ситуации, которая складывается на многих рынках.

С другой стороны, все выступающие выражали надежду, что со второй половины 2017-го ситуация начнет выправляться. Будем надеяться и мы!

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Baselworld