SIHH-2018: умные решения

Стремление производителей предложить более разумные товары, всеохватный и максимальный сервис для клиентов и рост важности выставки как места для встреч – таковы главные итоги Женевского салона высокого часового искусства.

Первого из важных событий года – женевский SIHH – в этом году ждали с особым интересом. И в связи с разгорающейся борьбой между ним и Baselworld, и в связи с очевидными переменами в отрасли. В отличие от более демократичного Базеля, Женева традиционна ориентирована на эксклюзивные бренды и во все времена была более закрытой. В целом подтвердив стратегию, в этом году выставка претерпела серьезные перемены.

Первая из них связана с числом участником. Еще в 2015-м их было всего 16. В этом году количество стендов выросло до 35. Поэтому одна из интриг заключалась в том, как будут размещены стенды, кого «подвинут», чтобы вместить новичков. Перестановки оказались минимальными и скрупулёзно выверенными. Площадь выставки несколько выросла (55 000 метров против 45 000 год назад), слегка подвинутыми оказали стенды входной зоны (Girard-Perragaux, Richard Mille, Greubel Forsey), место напротив входа отдали переметнувшемуся из Базеля Hermes. Расположение остальных стендов осталось неизменным. И даже площадка Carre Horlogers, на которой располагаются небольшие независимые бренды, визуально не поменялась, хотя число ее участников выросло в полтора раза.

Зато существенно преобразилась собственно входная зона, став большой и интересной. Здесь появилось совершенно новое понятие «Аудиториум» - что-то среднее между конференц-залом и хорошо оснащенной телестудией, где сменяя одна другую проходили пресс-конференции марок, - комфортно расположились сразу две тематические экспозиции. Выставка устремилась в «умный» цифровой мир, и гостям предложили специально оборудованные площадки, где можно было сделать фото с помощью профессионального фотографа или на свой смартфон. Они просто подталкивали людей к селфи, и согласно отчету организаторов, с хэштегом #SIHH2018 вышло 400 000 постов общим охватом 288 млн человек. Увеличилось и было полностью реорганизовано пространство под регистрацию, гардеробы, зону досмотра, благодаря чему очереди на входе стали заметно меньше.

Согласно официальному пресс-релизу, в этом году число посетителей SIHH составило 20 000 человек, что на 20% больше прошлогоднего. Сложно оценить так ли это, но столпотворения не чувствовалось абсолютно – возможно, как раз из-за перестройки пространства. Так и осталась непонятной концепция «открытого дня», появившегося в прошлом году. В пятницу, когда купить билет в павильон могли все желающие, на SIHH пришли 2500 человек. При цене билета 70 франков собранная сумма не является коммерчески значимой в масштабах проекта, для участников этот поток особого смысла не имеет, к тому же количество посетителей было таким же, как и в прошлом году. Получается, даже в Женеве, столице высокого часового искусства, со стороны публики интерес к нему оказался ограниченным?

Скорее всего, столь масштабный поворот к покупателю даст результат на следующий год. А в этот раз хороший финансовый результат участникам принесли три небольших и тихих VIP-ложи для общения с VIP-клиентами, в том числе с особо отмеченными в пресс-релизе «представителями финансовых институтов и банков». Для них действовал даже отдельный вход, избавляющий гостей от общения с публикой.

Выставка этого года проходила на фоне возобновления роста швейцарского часового экспорта. Правда, ощущения компаний пока остаются неоднозначными. Все говорят, что рост вроде начался (благодаря Азии), но конкретно у их марки пока незначительный, и нет уверенности в его продолжении. При этом если не рост, то определенная передышка в падении точно наступила. Производители сохраняют режим жесткой экономии внутри компаний, но вспомнили про необходимость продвижения продукции и постарались произвести максимально позитивное впечатление на клиентов. Во всяком случае, на выставке все выглядело более чем позитивно: на нее денег не пожалели.

Особо ожидаемыми были новинки SIHH-2018. Работа над их созданием начиналась 3-5 лет назад, в разгар спада спроса, сейчас официально объявлен рост, и всем было интересно – какой тренд возьмет верх на презентациях? Получилось «продолжение поисков себя»: компании постарались сохранить старое и успешное, но осторожно нащупывают новые точки опоры. Важнейшим трендом стали «умные усложнения». Речь не про «подключаемые устройства, в Женеве их не было. Сегодня важно, чтобы любое решение в механизме или оформлении имело под собой какое-то разумное обоснование, работающее на повышение качества жизни будущего покупателя.

Cartier взяла курс на сочетание сложных техник и красоты: хитом салона стала модель, в стекле которой из золотых шариков складывается мордочка пантеры. Van Clief&Arpels показала коллекцию механических часов, на циферблатах которых при нажатии кнопки зажигаются зодиакальные созвездия. Montblanc отметила 160-летие Minerva выпуском относительно доступных моделей Geophisics: здесь время в разных часовых поясах мира показывают два вращающихся полушария. У Panerai впервые в истории появились модели категории «унисекс». Jaeger-LeCoultre и Vacheron Constantin запустили полностью новые коллекции: первый – полуспортивную Polaris, второй – классическую на основе разработок 1950-х.

Приставку «впервые» несут премьеры Baume&Mercier и Piaget. Младший член Richemont предъявил миру первый собственный калибр Baumatic. Благодаря использованию инноваций, он обладает 80-часовым запасом хода, хронометровой точностью и антимагнитностью, цена – от 2300 евро (кстати, в этом году на выставке вообще практически не было сверхдорогих моделей: лишь две премьеры превысили планку в 300 000 франков). Второй побил рекорд толщины, создав механические часы высотой всего 2 мм (из которых 0.5 мм занимает стекло – сделать его тоньше не получилось). Тренд на разумность и элегантность подтвердили практически все участники SIHH: модели категории «сверхтонкие» показали Vacheron Constantin, Audemars Piguet, Cartier.

Разработки, еще недавно выглядящие фантастикой и демонстрируемые в концептах, все активнее воплощаются в жизнь. Например, 25-летие Offshore компания Audemars Piguet отметила сразу несколькими новинками. Особо отличился Ulysse Nardin: модель Freak Vision стала объединением необычных решений Freak и передовых технологий, которые ранее демонстрировались в концепте Innovision.

Правда, гораздо больше обсуждений на выставке вызвала «красная комната», в которой компания показала коллекцию репетиров эротической тематики. Благо возможностей пообсуждать было достаточно: помимо традиционных баров появилось несколько специальных зон для встреч. Информация о новинках в современном цифровом мире разлетается со скоростью света. Но как бы ни развивались электронные средства, ни одно серьезное решение мы не принимаем без личного общения. В этих условиях роль выставки как места для встреч только выросла. Организаторы и участники SIHH поняли это и максимально адаптировали свою площадку для современных условий. В новом качестве салон останется незаменимым.