Новый закон

новые проблемы Изменения в законодательстве. Комментарии юристаИзменения, которые принесла розничной торговле новая редакция Закона о защите прав потребителей, можно описать по Ленински: "Шаг вперед, два шага назад"

Итак, свершилось: 25 октября 2007 года президент подписал федеральный закон от 25 октября 2007 г. № 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса РФ". Закон опубликован в "Российской газете" 27 октября 2007 г. и вступит в силу по истечении сорока пяти дней после даты официальной публикации.

В истории Закона РФ "О защите прав потребителей" изменения и дополнения в него вносятся уже шестой раз за 15 лет. Это знак того, что закон не только живет и развивается, но и свидетельство наличия в нем "дыр" и "перекосов", постоянно исправлять которые заставляет жизнь и практика применения. Давайте разберемся, что несут нововведения предпринимателям, посвятившим лучшие годы своей жизни благородному делу насыщению потребительского рынка приборами для измерения времени.

Подружились с языком
Прежде всего, об изменениях в ст. 18, номер которой даже во сне помнит каждый продавец, и которая называться отныне будет по-новому: "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков". Для удобства сравнения старая и новая редакции пункта приведены в таблице 1 с разбивкой по основным разделам.

Прежде всего, теперь логически правильно формулируется гипотеза, т.е. условия, при наличии которых ст. 18 должна применяться. Из сравнения колонок строки "а" сразу видна прежняя несуразица. Не одному предпринимателю приходилось объяснять, почему он должен нести ответственность за товар ненадлежащего качества, если тот  был ПРОДАН потребителю каких-либо замечаний со стороны последнего, но месяцев эдак через одиннадцать в товаре обнаружился недостаток и потребитель явился к продавцу с претензией.

Теперь закон четко указывает основание предъявления потребителем претензии – возникновение в товаре недостатка. А о сроках предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара говорит ст. 19, которая никаких изменений не претерпела. Объем прав потребителя, перечисленных в строке "б" остался прежним. Как и ранее, он вправе по своему усмотрению выбрать и предъявить продавцу одно из пяти требований.

Заметных изменений в части пункта первого два. Во-первых, требующее юридического толкования словосочетание "замена на товар аналогичной марки..." теперь звучит по-русски: "замена на такой же товар другой марки...". Какие-либо комментарии здесь не требуются. Во-вторых, требования о безвозмездном устранения недостатков товара отныне дополнено условием "незамедлительно". В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.09.1994 № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. от 11.05.2007), в п. 11 разъяснил смысл термина "незамедлительно" – минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

Сложности сложного товара
Самые значимые изменения коснулись прав потребителей в отношении недостатков технически сложных товаров (см. строку "в" таблицы 1).

Вспомним законодательное недоразумение, существовавшее до недавнего времени. Покупатель был вправе потребовать замены технически сложного товара ненадлежащего качества на исправный только в случае наличия в нем существенного недостатка. Однако отказаться от исполнения договора купли-продажи товара, в том числе и технически сложного, потребитель мог при наличии в товаре любого, даже несущественного недостатка.

Бред, да и только!.. Конечно же, потребителю и лучше, и выгоднее было расторгнуть договор купли-продажи и получить уплаченную за товар денежную сумму, чем требовать  замены. Тем более, что в соответствии со ст. 24 Закона (которая, кстати, существенных изменений не претерпела), в случае возврата товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент удовлетворения требования. Например, если на момент возврата товара продавцу цена товара "усыхает" наполовину – продавец все равно обязан возвратить потребителю ту сумму, которую получил от него при продаже. Но это еще полбеды, потому что если цена возрастала, потребитель вправе требовать возврата денежной суммы в размере цены товара на момент возврата!

Честь и хвала законодателю, наконец-то устранившему этот ляп. Отныне покупатель технически сложного товара имеет право и на замену, и на расторжение договора купли-продажи только в случае наличия в товаре существенного недостатка. Кроме того, в новой редакции Закона такое же право возникает у потребителя еще в двух случаях, связанных с нарушением сроков ремонта и невозможностью пользоваться товаром более 30 дней (суммарно) в течение года вследствие устранения в нем различных недостатков.
Однако в течение 15 дней с момента покупки поводом для расторжения договора или замены на другой товар может быть любая неисправность.

По-видимому, с точки зрения защиты прав потребителей это правильно. Ведь вполне естественно желание потребителя отказаться от только что купленного товара, с качеством которого буквально на следующий же день возникают проблемы. В то же время новое правило стимулирует потребителя в первые же дни после приобретения товара "обкатать" его во всех режимах, чтобы выявить скрытые недостатки.

Последний абзац п. 1 ст. 18, содержащий указание на то, что перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ, остался неизменным (строка "г" таблицы 1). Такой перечень утвержден постановлением Правительства от 13 мая 1997 г. № 575. Как известно, такой товар как часы в него не включен. Многих предпринимателей это повергает в уныние. А напрасно. Свою позицию по этому вопросу я высказывал неоднократно, в том числе и в книге "Защита торгового бизнеса", но видимо, есть смысл повториться.

Уже после выхода упомянутого постановления, в 1998 году, были утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (пост. Прав. РФ от 19 января 1998 г. № 55, последняя редакция – от 27.03.2007). В разделе IV Правил, именуемом "Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения", в п. 47 черным по белому сказано: бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: ... и т.д.

Понятно же, что жизнь не замерла на том, что было в 1997 году! И уж коль скоро в вышедших позже Правилах продажи, в специально посвященном технически сложным товарам разделе, часы упомянуты напрямую – какие иные мнения могут быть на этот счет? Если дело дойдет до суда, то именно со ссылкой на Правила продажи и нужно доказывать суду, что часы – это технически сложный товар, к которым в полной мере относится содержащееся в п. 1 ст. 18 Закона ограничение прав потребителей...

Полную версию статьи читайте в журнале "Часовой бизнес" #6 2007!

Претензии быстрого реагирования
Изменения также коснулись той части ст. 18 Закона, в которой описана процедура рассмотрения претензии потребителя. Старая и новая редакции - в журнале "Часовой Бизнес" с комментариями юриста!

Обязательный штраф
И еще об одном новшестве, но связанным уже не с изменением в Законе, а с судебной практике его применения - читайте в журнале!

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство