Baselworld-2016: лучше, чем ожидалось

Именно такими словами можно охарактеризовать крупнейшее мероприятие часового рынка – выставку Baselworld.

Именно такими словами можно охарактеризовать крупнейшее мероприятие часового рынка – выставку Baselworld.

 В последние годы выставку в Базеле ждут кто с надеждой, кто с опаской. Слишком неустойчив стал мир, и часовой в том числе, чтобы крупнейшее для рынка мероприятие проходило просто так. Итоги Baselworld-2016 еще предстоит осмыслить, но уже сегодня можно сказать, что она прошла лучше, чем ожидалось.

Хотя сама по себе эта фраза мало что значит. «Я работаю в швейцарской часовой отрасли с 1971 года, и давно понял, что на вопрос «как дела» здесь есть стандартный ответ: «Лучше, чем ожидалось» - говорит Танди Чонге, владелец компании Epos, - «при этом никто не любит уточнять, что именно ожидалось". От выставки 2016 года кто-то ожидал свершений, а кто-то провалов. Часовая отрасль погружается в кризис вместе с мировой экономикой, и скрывать это с каждым месяцем становится сложнее. За официальными процентами стоят конкретные компании и люди, которые теряют бизнес и рабочие места. Поэтому перед выставкой было много разговоров в духе «кого мы не увидим в этот раз». Мы не будем приводить список: желающие могут сравнить схемы планировок.

Чудес не случилось: число участников действительно сократилось, и не всегда планово. Кто-то изначально счел расходы на Baselworld неподъемными для себя. Кто-то отказался в последний момент, и в залах образовалось изрядное количество релакс-зон и буфетов, которым ранее не находилось места. По слухам, в общей сложности на выставку не смогли заехать 26 участников, в том числе почти десятка арендаторов недождались престижные залы 1.1 и 1.2. Некоторые компании резко уменьшили площади и переехали из первого павильона кто во второй, а некоторые и вовсе в палаточный «дворец» - Basel Palace. Во втором павильоне произошло «уплотнение» (часть участников взяла более компактные стенды), а проходы «китайского» четвертого павильона стали чуть шире. Дело дошло до того, что вопрос о необходимости скидок на участие прозвучал на официальной пресс-конференции.

На самом же деле ничего необычного или страшного не происходит. В выходившей 3 года назад статье о перестройке Messe Basel мы говорили, что организаторы выбрали новую концепцию, поделив пространство на «стабильные» залы 1.0 и 1.1, где участники «привязаны» к выставке долгосрочными контрактами и высокой стоимостью разработки оборудования стенда, и переменно-динамичную остальную выставку, где «отряд не заметит» исчезнувшего бойца. В этом году концепция полностью подтвердила свою правильность: несмотря на наличие реальных потерь и проблем, обычный посетитель вряд ли мог заметить что-либо необычное.

Эта концепция отражает общий тренд на консолидацию внутри отрасли. В ЧБ №1-2016 мы приводили диаграмму распределения выручки в швейцарском часопроме: если откинуть экспонентов зала 1.0, на долю всех остальных придется менее 20% оборота отрасли. Компании, не нашедшие сил в этом году участвовать в выставке, планировали сэкономить. На деле же они скорее потеряют рыночные позиции, и консолидация только усилится. Потому не все вопросы можно решить по телефону и e-mail, и выставка в любом случае остается главной возможностью встретить новых клиентов.

Официальный пресс-релиз Baselworld пока не вышел, и что-либо сказать о числе посетителей можно только по ощущениям. Количество гостей из России упало очень сильно, но в целом от отсутствия публики залы явно не страдали. Даже во вторник у стендов зала 1.2 легко можно было сфотографировать людей, хотя в прошлом году это удавалось, прямо скажем, не всегда. Отзывы участников звучали в полном соответствии с заголовком статьи: «выставка прошла лучше, чем мы ожидали». В том числе это касалось и России, ритейлеры из которой, к удивлению многих, продолжали делать заказы.

Причин для этого несколько. Первая – низкий уровень ожиданий, на фоне которого любая активность выглядит праздником. Участники конференции часовых ассоциаций стран мира, которая традиционно проходит во второй день Baselworld, участники честно говорили о проблемах на разных рынках. Согласно официальным данным, экспорт из Швейцарии в прошлом году снизился на 3.3%, причем падение усиливалось к концу года. Но швейцарские официальные лица понимают, что эти цифры не отражают реальной ситуации, которая значительно хуже. О том же говорили представители Гонконга. При официальных данных о снижении оборота розничной торговли Гонконга в 3.7% продажи часов упали не менее чем на 15.6%, а в 2016 году цифра составит не менее минус 26%. Аналогичные процессы происходят с экспортом из Гонконга: при средней цифре за 2015-й в минус 4.5% в январе 2016-го выручка сократилась уже на 10%. Продажи падают на многих рынках, и не случайно многие дистрибьюторы отмечали, что в этом году никто из поставщиков не напрягал их с планами закупок.

Вторая – в происходящей, а частично уже произошедшей селекции участников рынка. В Базель приехали самые сильные, причем это касается как участников, так и представителей торговли. У них есть силы и средства для того, чтобы сделать новинки, есть бюджет на маркетинг. А самое главное – есть намерение остаться на рыке, возможно, выдавив кого-то послабее.

И разумеется на ответы влияла общая осторожность. В нормальной ситуации официальная статистика показывает цифры лучше, чем говорят на личных встречах представители компаний. В этом году было интересно видеть сразу 3 оценки положения дел. Цифры статистики показывают падение, но относительно небольшое, не катастрофическое. При этом официальные лица в панике и говорят о кризисе, как будто падение составляет не 3.3%, а все 33%. А представители компаний уверяют, что проблемы есть у соседей, а персонально у них чуть ли не двузначный рост. Мне кажется, все просто боятся рассказывать про реальность.

Однако от этого реальность не становится краше. Apple продала в 2015-м порядка 4 млн своих iWatch. И хотя это в 4-5 раз меньше изначально называвшихся планов, кто из часовщиков может похвастать таким результатом? Впервые на моей памяти Ronda активно зазывала на свой стенд журналистов. Поводом для неожилданной активности стал первый созданный компанией автоматический механизм – аналог ЕТА. Поздно: ЕТА без лишнего шума решила «забыть» про обещание не поставлять механику сторонним компаниям, и гонцы от производителя потянулись в офисы брендов, предлагая им столь привычные калибры. По сути, ЕТА продает устаревший товар: в свои собственные марки Swatch Group внедряет новые технологии, прежде всего кремниевые спирали. Теперь они появятся даже в массовых Tissot и Mido. Последняя, кстати, приходит в Россию. Думаете, кризис - не лучшее время? Возможно. А возможно марка-специалист по рынкам с низкими доходами населения (Аргентина, Бразилия) просто дождалась, когда Россия попадет в эту категорию. Swatch Group может подождать.

Может подождать и Rolex, построивший практические непреодолимую для конкурентов стену. Вслед за Omega, эта компания тоже ввела свою собственную сертификацию. Ее принципы похожи (сперва COSC, затем – проверка на фабрике Rolex), различия касаются по сути двух пунктов: Rolex не ставит во главу угла вопрос антимагнитности (хотя она находится на похожем с Omega уровне) и установила чуть другие критерии точности: +/- 2 секунды в день. Достичь подобных цифр могут только калибры с кремниевыми деталями спуска. Ни старым проверенным ЕТА, ни новой Ronda, ни моторам от Sellita, Soprod и далее по списку это не под силу в силу их конструкции.

Что остальные компании могут противопоставить объективным характеристикам? Теоретически - рассказ про уникальность, мануфактурность, наследие. Этих рассказов было много в павильонах выставки. А вот на то, чтобы донести их до потребителя, у бюольшинства нет средств. Многие бренды заявляли, что в 2016 году их маркетингового бюджета хватит только на работу в соцсетях. Если так пойдет дело, то через год выставка в Базеле избавится как минимум от одной серьезной проблемы: проблемы питания посетителей. Мест в буфетах хватит всем.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Baselworld