10 Декабрь 2014

Российские добывающие компании могут развивать свое производство ювелирных украшений

«Ведомости» проанализировали привлекательность собственного производства для российских добывающих компаний. Сейчас главным производителем алмазов в мире является «Алроса» (каждый третий алмаз в мире добыт именно этой компанией), она поставляет в Антверпен 50% своих алмазов, что составляет 25% оборота этого крупнейшего в мире алмазного хаба. В 2008 году «Алроса» добывала около 22% всех алмазов в мире, но к 2012 году ее доля выросла до 30%. Пальму первенства российская компания перехватила у De Beers в кризис 2008-2009 гг., когда продажи ювелирных украшений с бриллиантами за год рухнули на 22%, и De Beers пришлось сократить добычу на 26%, «Алроса» же удержала ее благодаря тому, что основную часть продукции скупил Гохран. В этом году, по собственному прогнозу «Алросы»,  она произведет 36 млн карат, а в течение пяти лет увеличит добычу более чем до 40 млн карат.

В 2008-2009 гг., «Алроса» начала выстраивать собственную сбытовую политику на основе долгосрочных контрактов. До середины 2000-х гг. «Алроса» продавала часть продукции через De Beers, часть — в России. В 2008 г. российская компания прекратила продавать алмазы через De Beers. Первые долгосрочные контракты были заключены в 2009 г. На сегодняшний день «Алроса» продает по таким контрактам до 70% сырья, остальное реализует по разовым контрактам и на тендерах. Среди клиентов компании есть крупные зарубежные ювелирные фирмы — американская Tiffany & Co, китайская Chow Tai Fook и индийская Rosy Blue. Крупнейшие российские покупатели — государственное смоленское ПО «Кристалл», якутская «ЭПЛ даймонд», Якутская алмазная компания.

Гранильное подразделение — «Бриллианты «Алроса», — созданное в 2000 году, кроме московского филиала «Бриллианты «Алроса» включает в себя две «дочки» — барнаульский завод «Кристалл» и 51% акций предприятия «Орел-Алроса». В 2013 году на продаже бриллиантов «Алроса» заработала $150 млн (общая выручка составила $5 млрд). Также в 2013 году «Бриллианты «Алроса» заключили соглашение с Sotheby’s о продаже на аукционах уникальных бриллиантов, произведенных компанией. И компания начала перераспределять алмазное сырье между своими структурами: самые крупные камни теперь гранятся специалистами в Москве, те, что помельче, отправляются на региональные заводы, где себестоимость работы на порядок ниже, чем в столице ($40-50 за карат).

Сейчас «Алроса» рассматривает возможность привлечения крупных мировых производителей ювелирных изделий в качестве долгосрочных покупателей или стратегических партнеров для производства бриллиантов, сообщала компания в сентябре.

Крупнейший потребитель изделий с бриллиантами — США. В 2007 году объем продаж в этой стране составлял $45 млрд, тогда как всего в мире было продано украшений на $100 млрд. В этом году на долю США придется немногим больше трети продаж — около $30 млрд. Но самые быстрорастущие рынки — Китай и Индия. Китайцы в сравнении с 2007 году в этом году потратят в 2,8 раза больше денег на украшения с бриллиантами — $14 млрд, а индийцы — в 1,5 раза: $12 млрд. На долю России, по оценке Bain & Company, приходится примерно 3% мирового потребления. По данным исследования Bain & Company, в России только 40% домохозяйств имеют хотя бы одно украшение с бриллиантом, тогда как в европейских странах этот показатель превышает 70%, а в США находится на уровне 85%.

«За истекшие 10 лет рынок ювелирных изделий с бриллиантами успел пережить период бурного роста продаж и теперь переживает период спада. Сейчас в большей мере растут продажи ювелирных изделий с цветными камнями», — говорит заместитель гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.
 


ювелирная отрасль Производство