Женевское соло

Женевская выставка 2009В этом году женевский салон высокого часового искусства проходил в 19-й раз. Но впервые – в одиночку
Две сестры

Для очень многих на часовом рынке две весенние выставки были почти сестрами. Одна – базельская – постарше, побольше, поразгильдяистее. А вторая – поменьше, но понаряднее. Клиенты и журналисты уже привыкли приезжать сначала в Базель, а через неделю перемещаться в Женеву. Чемоданы получались тяжеловаты, зато за одну поездку решалась масса дел и вопросов. И дружба между «сестрами», выражавшаяся в координации дат проведения, воспринималась как нечто абсолютно естественное.

Между тем сами «сестры» не очень-то жаловали друг друга. В Базеле доминировала Swatch Group и «независимая парочка» Rolex - Patek Philippe. На женевском SIHH - Richemont. Понятно, что поводов для любви и дружбы у конкурирующих концернов было немного. И пусть протекавшие через выставки финансовые потоки были несопоставимы (оборот часового подразделения Richemont оценивается в 800 млн евро, а через Baselworld протекает львиная доля из 16 млрд швейцарского часового экспорта), зато амбиции у обеих «сестер» примерно равны.

Стремительно развиваясь, Richemont скупал все новые марки и увозил их из Базеля к себе на SIHH. Причем в отличие от всеядной группы из Билля, женевский концерн интересовался исключительно люксовым сегментом. В результате, уступая Baselworld по площади, числу участников, посетителей и прочим объективным параметрам, по имиджу представленных товаров SIHH зачастую выигрывал у «старшей сестры». Неудивительно, что на определенном этапе статус «вечно второй» перестал устраивать организаторов женевского салона.


Женевская выставка 2009


Были у выставок и идеологические разногласия. Официальным организатором SIHH является Фонд высокого часового искусства, учрежденный несколько лет назад. Его возглавляет Франко Колоньи, бывший до этого главой флагманской марки Richemont – Cartier. Основная задача фонда – за счет пропаганды идей высокого часоделия создать благоприятный фон для работы марок группы, обеспечив им отстройку от молодых настырных брендов. А где у тех главное место для шабаша? Правильно, Базель.

И вот два года назад было объявлено, что SIHH будет проходить отдельно от Baselworld. При этом были соблюдены все приличия, даже нашлось приемлемое обоснование для переноса дат. Мол, желающих участвовать в выставке все больше, но в привычные даты возможности по увеличению площади исчерпаны, и окошко для часовщиков в расписании женевского Palexpo нашлось только в конце января. Новому расписанию бурно аплодировали авиаперевозчики, которым представилась возможность лишний раз прокатить туда-сюда с десяток тысяч человек. Для всех же остальных произошедший развод означал лишние расходы и головную боль.

Часовщики тут же разделились на два лагеря, каждый из которых пророчил всяческие беды «вражеской» выставке. Те, кто тяготел к Женеве, грозились, что вот теперь-то справедливость будет восстановлена и SIHH докажет, что он во всем первый, что многие участники Baselworld предпочтут переместить свои стенды в Женеву и т.п. «Базельцы» считали, что женевские фирмы банально не успеют подготовиться к январю, что клиенты, которые раньше в Базеле оставляли запас денег для закупок в Женеве, теперь будут тратить все до цента на стендах Baselword. К тому же даты для SIHH были выбраны действительно не самые удачные. Третья неделя января – это период, когда западный мир еще не до конца подвел итоги рождественско-новогодних продаж, а Азия же, наоборот, суетится в преддверии своего, восточного Нового года. Такая ситуация не способствует большим заказам ритейлеров, ради которых и проводится выставка. Но, слегка покряхтев, часовщики приняли новые правила игры. Куда деваться: работа есть работа!

Первый эшелон

К финансовому кризису в Richemont готовились давно, но точной даты его наступления, как и все мы, там не знали. Иначе менеджеры наверняка оставили бы расписание выставок в покое: сдвинутый на начало года, SIHH первый принял на себя удар экономического катаклизма.

Перейдя в острую фазу еще осенью, к середине января кризис выкосил целые рынки. Швейцарская часовая федерация, которая обычно к 20-му числу публикует отчет об экспорте часов за прошлый месяц, придерживала декабрьские данные до самого конца января, дабы негативные результаты не портили настроение участникам и не сказывались на заказах их клиентов. Но и без этих цифр было понятно, что ситуация не ахти. Ритейлеры из Англии, Латвии, Украины зафиксировали в декабре падение продаж часов от 40 до 90% от уровня 2007 года. Это означает, что их бизнес фактически остановился. В других странах ситуация лучше, но тоже неустойчива. По отзывам владельцев магазинов, после Рождества продажи резко упали даже в Германии, остававшейся последним островком стабильности в Европе.

Вот на такой невеселой ноте и открылся в этом году салон высокого часового искусства. SIHH суждено было стать индикатором состояния рынка. Важнейшей задачей для компаний-участников было даже не собрать заказы, а продиагностировать ситуацию. Каждая из них имела к выставке целый пакет прогнозов: оптимистичный, пессимистичный, несколько срединных, и вопрос был в том, какой из них окажется правильным. Приедут ли вообще клиенты? Будут ли они что-либо заказывать или, как сказал Бивер в одном из интервью, придут, чтобы отменить предыдущие заказы?

Остров благоденствия

В итоге выставка удалась. Тот «виртуальный мирок», который все последние годы конструировали организаторы SIHH и который многим так не нравился, оказался для салона спасительным. Шквалы бушующего в мире экономического тайфуна почти не проникали в Palexpo. Все шло своим, давно привычным путем: те же стенды стояли на тех же местах, неизменно высоким остался уровень выставочного сервиса, те же самые люди показывали новинки. Если кризис в Palexpo в чем-то и проявился, так только в том, что часы перестали дорожать да улыбок стало поменьше.



Женевская выставка 2009


Первое – результат «антикризисных мер» производителей. Впервые за много лет новые модели оказывались не на 30-40% дороже прошлогодних, а примерно такими же по цене. Второе напрямую связано с отсутствием вечно улыбчивых американцев: из-за океана в этом году приехала лишь половина ожидаемого числа ритейлеров. Официальный пост-релиз признал сокращение числа посетителей на 20% против 2008 года. Наверное, это отражает действительность. Не видно было традиционных одежд евреев и арабов, да и китайцев приехало меньше, чем обычно. Основу публики составляли европейцы и японцы. Падение продаж на многих рынках оказалось настолько значительным, что сделало поездку на SIHH просто бессмысленной для ритейлеров.

Однако измерять успех или провал SIHH количеством посетителей неправильно. Выставка изначально представляла собой закрытое мероприятие, куда приглашается строго определенный круг людей. И открой салон двери всем желающим – как знать, не переплюнул бы он по числу визитеров Baselworld и Эрмитаж одновременно. Во всяком случае, желающих поглазеть на бирюльки, доступные не каждому королю, нашлось бы предостаточно. Если же исходить из прогнозов, то поток клиентов оказался пусть и ниже желаемого, но значительно выше реально ожидавшегося.



Женевская выставка 2009


Многие опасались, что из-за сдвинутых вперед сроков и общего состояния экономики компании не сумеют подготовиться к выставке. Однако новинки были практически у всех компаний. Иногда – принципиальные, как у Vacheron Constantin или Cartier, иногда – развитие предыдущих моделей, как у Roger Dubuis или A.Lange&Sohne. А некоторые бренды, как Audemars Piguet, показали добрый десяток моделей и даже полностью новые коллекции. На SIHH было представлено все, что хотите: новые механизмы, новые технологии, даже новая огранка алмазов. Отдельного упоминания заслуживает смелость Vacheron Constantin, не побоявшегося в разгар кризиса представить рекордные по количеству драгоценных камней и цене часы Kallania стоимостью в 5 млн евро.






Женевская ось

Женевская выставка традиционно являлась осью, вокруг которой крутились десятки других мероприятий и частных показов. После разъединения с Базелем многие предсказывали, что количество параллельных показов увеличится. И действительно, в этом году свои мероприятия во время SIHH провели традиционно участвующие в Базеле Blancpain, Concord, Graham. Но ожидавшегося супернаплыва частных шоу не случилось. К тому же на многих презентациях не было представлено реальных новинок, чувствовались попытки экономить средства, значительно сократилось число посетителей, да и те – в основном журналисты. Некоторые компании вообще отказались от проведения своих мини-выставок, решив дождаться весеннего потепления.

В самом большом выигрыше оказалась Franck Muller Group. Как обычно, на вилле в Женто встречали гостей и знакомили с моделями. Точно такое же мероприятие собираются провести здесь во время Baselworld, и именно тогда представить основные новинки. Поскольку все происходит в собственных помещениях, расходы на презентацию оказываются минимальными, а охват клиентов - максимальным. 






Часы идут

Из-за своей камерности и специфики участников женевский салон никогда не был местом, определяющим магистральные направления в часовом деле. Бессмысленно пытаться определять глобальные тренды на базе новинок SIHH и в этом году. Точно так же рано прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке – для этого лучше дождаться весны. Даже организаторы SIHH в пострелизе отметили, что сроки проведения выставки 2010 года пока обсуждаются и будут объявлены позднее. Но салон выполнил свои основные задачи: он дал довольно много сигналов о том, что события будут развиваться скорее по более-менее приемлемым срединным сценариям.



Женевская выставка 2009



Например, пессимисты пророчили полное замирание рынка после Нового года. Но те же прибалты и украинцы заявили, что примерно с середины января в их магазинах возобновились розничные продажи дорогих часов. Заказы большинства ритейлеров снизились по сравнению с прошлым годом, но не упали до нуля. «Антикризисные» модели, представленные многими компаниями, были позитивно приняты рынком. А это означает, что ситуация остается тяжелой, но не безнадежной. Часы продолжают идти – и в прямом, и в переносном смысле.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2009

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Выставки SIHH Baselworld Roger Dubuis Patek Philippe Vacheron Constantin Rolex Franck Muller Cartier Richemont Blancpain A. Lange & Sohne Audemars Piguet 1-2009 Concord Graham Kallania