ЗАВЕЩАТЬ ГОСУДАРСТВУ?

<p><strong><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><span style="font-family: Verdana;">Кому оставить бизнес?</span></span></strong></p>

Полусерьезный, полушуточный опрос посетителей сайта TimeSeller.ru о том, что они собираются делать с бизнесом на старости лет, затронул важную тему.

Признаться, опрос о том, кому представители российского часового бизнеса передадут свое дело, когда соберутся на пенсию, мы повесили отчасти в шутку. Скорее шуточными были и два из пяти вариантов ответа. А вот реакция часовщиков на него оказалась неожиданно серьезной. Сразу несколько человек в частных разговорах упомянули эту тему. Лейтмотив разговоров был примерно следующий: «Я ничего не отвечал на сайте, потому что вы только сейчас заставили меня всерьез задуматься о будущем бизнеса, о том, зачем я вообще работаю».

ЕВРОДИНАСТИЯ

Говоря о бизнесе, мы привычно оглядываемся на Европу или США, где большинство магазинов, особенно часовых и ювелирных, представляют собой малый и чаще всего семейный бизнес. По крайней мере, так было до последнего десятилетия, когда началось масштабное наступление торговых сетей и развитие брендовых бутиков. В Англии, Голландии, Швейцарии есть магазины, которые существуют с 1820-х годов и ранее, переходя от одного поколения семьи основателя к другой. Да и в США около половины ювелирных магазинов принадлежит уже второму поколению династии. У нас же в силу молодости рынка о подобном говорить рано: в России эффективно передавать детям свое место научились разве что чиновники.

Между тем, на октябрьской Moscow Watch Expo мы отметили символическое 20-летие российского часового рынка. Большинство известных сегодня компаний стартовали в 1993-м, плюс-минус два-три года. Запускали их тогда молодые и полные энергии люди. Сегодня у них подросли дети, родившиеся почти одновременно со стартом бизнеса. В результате треть опрошенных на сайте ответили, что собираются сделать свое дело семейным, наследственным, приобщив к нему своих детей.

Многие ритейлеры стремятся вовлекать подрастающее поколение в свою работу уже сегодня и предпринимают для этого вполне конкретные шаги. Например, сын Олега Полуэктова (Swisstime, Белгород) ездит с отцом по выставкам, презентациям. Участвует в деле и сын Андрея Смирнова («Аметист», Кострома), который уже 2 года работает в салоне продавцом. По мнению Андрея, бизнес нужно знать изнутри, понимать все процессы с самого начала. Полноправным партнером отцу стал Александр Тропынин – сын часового мастера, основавшего тюменский салон «Академия времени». Младшее поколение подключается к делам родителей не только в розничной торговле. Так, сын руководителя «Верного хода» Павла Гранкина Андрей несколько лет обеспечивал поставки комплектующих из Китая и Гонконга, Виталий Володько активно помогает своему отцу Валентину развивать марки «Штурманские» и Aviator, Елизавета Ноздрина работает брендменеджером в принадлежащей отцу компании «Оптим». Руководить компанией Romanoff Наталье Кувшиновой помогает дочь Анастасия.

Увидеть в детях продолжение себя, своего дела, быть уверенным и в их благополучии, и в том, что твои труды приносят что-то большее, чем какие-то деньги сегодня – это нормально для человека. И примеров зарождающихся династий можно набрать множество. Но почему же передать бизнес наследникам готовы всего треть часовщиков, а не все 100%?

ЧАСТИЧКА СЕБЯ

Первая причина – интересы детей, которые могут быть отличными от родительских. Так, Александр Журавлев (Eurotime, Москва) ничего не предпринимает для привлечения детей в свое дело: «Они должны жить своей жизнью, попробовать разные сферы деятельности, и только после этого принимать решение, чем заниматься, без давления со стороны. Захотят играть в футбол – хорошо, захотят продолжить начатый мной бизнес – еще лучше».

Вторая – неуверенность в бизнесе. Тот же Полуэктов считает, что те коллеги, кто не хочет ввязывать детей в свое дело, тоже отчасти правы: «Мир не ограничивается только часовым бизнесом, и если дети займутся чем-то другим, возможно, шансов на успех у них будет больше».

В итоге тех, кто оценивает перспективы появления собственной династии пессимистически, оказалось большинство. Почти четверть опрошенных выбрала вариант ответа «Найму управляющего, профессионал лучше справится с задачей», еще 14% – «Продам, на пенсии вредно нервничать».

Правда, с реализацией этих планов могут возникнуть трудности. «Любой инвестор или покупатель захочет увидеть не только обещания и рассказы, а цифры отчетов. А из-за специфики российского часового бизнеса в нем не всегда можно показать привлекательный результат в виде документов», – говорит Алексей Румянцев (TL Group, Москва).

Вячеслав Воскресенский не разделяет позиции тех, кто собирается продать бизнес: «Зачем тогда тратить столько усилий, чтобы потом отдать свое детище кому-то чужому, пусть и за деньги?» И действительно, очень многие предприниматели создавали свое дело не просто как источник денег, а из-за искреннего увлечения, и справедливо считают его частью своей жизни, самого себя. Но структура рынка сильно меняется. Производители и оптовики идут в розницу, вытесняя малых и зависимых от них игроков, и перспективы небольшого ритейла иногда становятся расплывчатыми. Обеспечить его рентабельность с каждым годом все сложнее – оттого и возникают мысли о привлечении профессионалов. А некоторые предприниматели не уверены в том, что им будет что передавать наследникам.

Со стороны кажется, что иметь свое дело просто: завез товар, нанял продавцов – сиди да снимай сливки. Но те, кто имеет хотя бы один магазин, знают реальную цену этой картинки. И ответы в духе «отдам школе бизнеса, а тело завещаю мединституту» и «завещаю государству, пусть оно покорячится, как приходилось мне» появляются как ответ на существующие условия работы и перспективы их предприятия. Потому что все понимают: государство мараться в таком неблагодарном деле, как торговля часами, не будет.

ШУТКИ В СТОРОНУ?

Если же отбросить шутки, то задуматься над вопросом будущего бизнеса стоит даже в том случае, если до пенсии еще далеко. Потому что каждый из серьезных вариантов ответов требует различной стратегии поведения уже сегодня. Если рассматривать бизнес как семейное дело, значит, необходимо обеспечить его долгосрочную устойчивость, пусть за счет некоторого снижения рентабельности в краткосрочной перспективе. А это накладывает требования на подбор марок (скорее в сторону надежных независимых, плюс нужно учиться продвигать новые бренды), развитие сервиса (мастерская обязательна, какой бы дорогой и бесполезной она ни казалась сегодня), формирование лояльной клиентской базы. Если ориентироваться на продажу, нужно планировать «предпродажную подготовку». Как правило, легче продать бизнес, являющийся максимально прозрачным, обладающий значительной долей рынка и демонстрирующий положительную динамику в последние два-три года. А если при этом удастся скрыть от покупателя то, какими способами была обеспечена эта динамика – значит, продающая сторона получит дополнительный «бонус». Вариант найма управляющего – пожалуй, самый сложный, потому что нужных специалистов на рынке найти непросто. Значит, нужно начинать «растить» кого-то внутри своей компании.

В заключение скажем пару слов для пессимистов, собирающихся завещать свое дело государству. Действительно, малый бизнес – зона риска в любой сфере, не только в часах. Не случайно большинство стран так старательно заботится о предпринимателях, открывающих свое дело. Но и он может превратиться в очень долгосрочный и серьезный проект. Например, крупнейшая немецкая сеть Wempe ведет историю с 1878 года. А на Банкофштрассе в Цюрихе работает магазин Beyer, один из вторитетнейших в мире продавцов часов и украшений. Его история началась в 1760 году. Ничто не мешает показать подобные рекорды и сегодняшним российским проектам. Главное – иметь перед собой цель.  

Автор: Дмитрий Лисов, Эдуард КАЛИНИН
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Бизнес