Выставка в Шенчьжене: в Китае тоже холодает

В часовой столице Китая - Шеньчжене - состоялась 27-ая выставка China (Shenzhen) Watch&Clock Fair. В роли корреспондента Часового Бизнеса о событии рассказывает заместитель генерального директора ТД «Слава» Андрей Гранкин.

В часовой столице Китая - Шеньчжене - состоялась 27-ая выставка China (Shenzhen) Watch&Clock Fair. В роли корреспондента Часового Бизнеса о событии рассказывает заместитель генерального директора ТД «Слава» Андрей Гранкин.

По масштабам выставка в Шенчьжене повторила прошлогоднюю: 2 павильона, около трехсот стендов, среди которых - секции французских, немецких, швейцарских брендов и "умных часов". Эта ярмарка ориентирована на внутренний китайский рынок, но по размерам не уступает более известной международной выставке Hong Kong Watch&Clock Fair.

Гвоздем программы и центром притяжения для СМИ стала экспозиция ACHI (Академии Независимых Часовщиков), расположившаяся в самом центре основного зала. Пристальное внимание оказалось приятным сюрпризом для русскоязычных членов академии - Константина Чайкина и Валерия Даневича, - получивших самый радушный прием, помощь организаторов, максимальную огласку в СМИ и внимание покупателей.

Главное отличие от прошлогоднего мероприятия состояло в настроении. Тогда большинство надеялось, что трудности на рынке носят временный характер, сейчас же все говорят о глобальном спаде потребления и долговременном падении премиального сегмента рынка в Китае. Объемы заказов уменьшились, а сами заказы стали более редкими. На некоторых фабриках по полугода и более лежат изготовленные, но неоплаченные детали для иностранных клиентов. Главная тема 2015-го - умные часы, - все еще вызывает интерес, но ажиотаж прошел, консервативные производители успокоились и больше не видят в них угрозу традиционному рынку.

Вслед за стагнацией рынка усложнились и условия работы. Банки неохотно дают кредиты, сократилась господдержка, у большинства накопились значительные товарные остатки, а китайские дистрибьюторы импортных брендов не спешат расширять портфель марок. Кстати, дистрибьюторов здесь было на удивление мало: крупные бренды пришли напрямую, а половина компаний на выставке представляла собственные зарегистрированные в Швейцарии марки. Их названия похожи на перевод именитых международных брендов, а большинство моделей повторяет оригинальные бестселлеры "с учетом китайской специфики". Владельцы доверительно говорят, что зарегистрировать марку в Швейцарии сейчас особенно легко и незатратно, так же свободно можно приобрести механизмы ETA.

Одновременно с этим часть компаний показала действительно самобытные часы самого высокого уровня исполнения как с точки зрения техники, так и дизайна. Цены на них, впрочем, столь же впечатляюще высоки. Остается догадываться кому больше вредит размытие понятия Swiss Made: швейцарским производителям или таким поднимающимся китайским брендам.

У фабрик, специализирующихся на массовых дешевых товарах, свои проблемы. Растущие издержки продолжают съедать прибыль, в то время как производство требует поддержания объемов, что толкает их на рискованные малорентабельные формы продаж. Так, многие компании признают, что не получают прибыли от работы с Aliexpress, но для поддержания объемов вынуждены мириться с предлагаемыми условиями.

Производители пытаются сами заниматься розничными продажами, в основном через интернет-магазины, соцсети и схемы многоуровневого маркетинга. В большинстве случаев - безуспешно. Им в затылок дышит тень швейцарского маркетинга: в череде проводимых год от года кампаний по борьбе с контрафактом сейчас наблюдается затишье, и подделки в открытую лежат на прилавках. Узнать, как обстоят дела у работников этого огромного теневого рынка с наличными взаиморасчетами, проблематично, но, видимо, как всегда бывает в кризисные времена - не плохо. Как минимум, на специализированном часовом рынке в Гуанчжоу многолюдно.

Каким бы ни казался заполненным китайский рынок, он открыт для российских марок. Отчасти условия для этого создают стереотипы о России, которые сильные в китайском обществе. Нас здесь воспринимают как дружественную "воинственную нацию", огромного северного соседа, родину самых красивых женщин и царства «крутого Путина». Выйти на китайский рынок непросто, но награда может быть неожиданно велика, - как например для Витаса, давно забытого у нас, но успешно устраивающего туры по Китаю в качестве звезды мирового уровня.

В прошлом году на выставке в Шенчьжене первой из российских компаний дебютировал Торговый Дом «Слава» с коллекциями «Слава» и «Спецназ». Тогда пресса и телевидение КНР заявили, что появление русских часов стало ярким событием, и что модели из России выгодно выделялись на общем фоне своей самобытностью и дизайном. В этом году журналисты досадовали, что не нашли «русский стенд» - в силу ряда недоразумений со стороны китайских устроителей «Слава» пропустила выставку, но обязательно собирается в Шенчьжень в 2017-м.

Автор: Андрей Гранкин
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Watch&Clock Fair ТД «Слава»