ВСЕ НАЧАЛОСЬ С БАТАРЕЙКИ…

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Полезная страховка</span></span></p>

Как абсолютно законно застраховать себя от претензий контролирующих органов?

Как абсолютно законно застраховать себя от претензий контролирующих органов?

Как обычно, все началось с мелочи. Продавец отправил в сервисный центр потребителя, который попросил заменить батарейку в недавно купленных часах. В свою очередь, сервисный центр потребовал от клиента оплатить новую батарейку. Естественно, потребителю это не понравилось, он пожаловался в Роспотребнадзор. И покатился снежный ком…
Проведя внеплановую проверку торгового предприятия, Роспотребнадзор указал, что, поскольку батарейка является неотъемлемой частью часов, в течение гарантийного срока ее замена должна проводиться бесплатно.
Кроме того, по результатам проведенной проверки контролеры выявили, что в нарушение Закона ни в гарантийном талоне, ни в инструкции по эксплуатации, ни каким-либо иным способом до потребителя не была доведена информация:
• о дате изготовления часов и сроке службы;
• о технических характеристиках (виде покрытия корпуса);
• об импортере.
В итоге по совокупности выявленных нарушений индивидуальный предприниматель был оштрафован за продажу товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе, исполнителе или продавце (на основании ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ) и за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (на основании ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Поскольку читатель усомнился в правоте контролеров, и учитывая, что аналогичные претензии могут быть предъявлены практически каждому, мы решили проанализировать ситуацию и постараться выработать свои рекомендации.

 

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАТАРЕЙКА?
Тот факт, что сервисный центр потребовал у потребителя оплаты за батарейку, установленную в гарантийные часы, Роспотребнадзор расценил как нарушение прав потребителя. Свою позицию контролирующий орган обосновал так: поскольку изготовитель установил на часы двухлетнюю гарантию, то в течение этого срока замена батарейки должна производиться бесплатно. Почему же? – недоумевал, в свою очередь, продавец, – ведь в паспорте указано, что разряд батарейки не является неисправностью… Но при чем тут, спросим продавца, неисправность?
Элемент питания – это комплектующее изделие, без которого часы не способны выполнять свое предназначение как прибор времени.
Уже много лет наши читатели включают в техническую документацию часов электронных и электронно-механических кварцевых запись о том, что «остановка часов по причине разряда элемента питания неисправностью часов не является». И это правильно, потому что разряд элемента питания до истечения гарантийного срока, даже на следующий день после приобретения – предсказуемое событие. Хотя бы потому, что элемент питания устанавливается изготовителем во время сборки, и продавец не может знать, какой процент ресурса выработан ко времени передачи товара пользователю.
Таким образом, специальной записью продавец обезопасил себя от возможной необоснованной претензии. Но с какой стати потребитель должен оплачивать замену элемента питания, если потребность в этом возникла в течение установленного на часы гарантийного срока?
Посмотрим, что гласит по этому поводу Закон. Пунктом 3 ст. 19 установлено следующее: «…Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором».
Применительно к элементу питания, как комплектующему изделию прибора времени, эту норму следует понимать так: если в прилагаемой к часам документации нет оговорки о самостоятельном гарантийном сроке на комплектующее изделие «элемент питания» – гарантийный срок для него равен сроку на основное изделие, то есть на часы.
Даже если в документации есть оговорка, что нормальная работа элемента питания гарантируется, например, в течение 1 месяца со дня передачи часов пользователю – у того все равно остается право потребовать безвозмездной замены элемента питания в течение всего срока гарантии на основное изделие.
Обратим внимание на оговорку: «если иное не предусмотрено договором». Что это обозначает?

 


В документации на часы может быть, например, предусмотрено, что в случае разряда элемента питания до истечения гарантийного срока на часы замена элемента осуществляется за плату. Но, думаю, на это не пойдет ни один продавец – по политическим соображениям. Уж лучше включить стоимость элемента питания в цену товара, чем из-за мелочной фразы потерять покупателя!

 

УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ…
Практически каждого продавца можно привлечь к административной ответственности по части 1 ст. 14.8 КоАП РФ, согласно которой: «…нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10 000 рублей».
Почему так пессимистично? Прежде всего, о чем мы писали не единожды, продавец работает с тем, что он получил от поставщика. Не секрет, что основная масса товара на прилавках российских магазинов – зарубежного производства, а иностранному производителю наше потребительское законодательство и сопутствующие проблемы конечного продавца мало интересны.
Да, розничный продавец здесь «крайний», получив товар практически без документации, он рискует своим собственным кошельком. И как же ему быть, если вся техническая и эксплуатационная документация на часы состоит из красивого буклета, наполовину состоящего из благодарностей покупателю?
Вариантов здесь может быть только два. Первый (утопический) – на равноправной основе выстраивать деловые отношения с поставщиком. Осознаю, что розничный продавец, как правило, индивидуальный предприниматель, который не в силах влиять на крупного поставщика. Поэтому для него реальным является только второй вариант: изготавливать техническую документацию самостоятельно.
Но лев не так страшен, как кажется. Каждому продавцу по силам изготовить паспорт и инструкцию по эксплуатации в виде некой унифицированной формы. Главное, чтобы при этом было соблюдено основное условие: в документации должна (хотя бы формально!) содержаться та информация о товаре, которая в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» является обязательной.
В следующих номерах ЧБ мы предложим типовой образец паспорта и инструкции по эксплуатации на часы. Пока же обратим внимание только на те пункты документации, которые захотел в ней увидеть Роспотребнадзор в случае с нашим читателем.

 

ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧАСОВ И СРОК ИХ СЛУЖБЫ
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать «…срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению».
Обратим внимание на оговорку «если». Часы – не продукт питания и не лекарство, которые по истечении определенного срока «представляют опасность... или становятся непригодными. Именно поэтому указание в технической документации сведений о сроке службы часов не является обязательным. О том же, когда изготовитель вправе, а когда обязан указывать срок службы товара длительного пользования, однозначно сказано в пунктах 1 и 2 ст. 5 Закона.
В свою очередь, указывать в документации дату изготовления товара Закон вообще не обязывает.
Контролеры же Роспотребнадзора свои требования основывали на положениях ГОСТ, в которых перечислены требования к содержанию паспорта на часы. И действительно, в подп. 4.34.1 ГОСТ 26272-98 черным по белому написано, что паспорт на часы электронно-механические кварцевые должен содержать дату изготовления часов и свидетельство о приемке! При этом контролеры ссылались также на раздел 1 того же ГОСТа, где сказано, что «настоящий стандарт распространяется на электронно-механические кварцевые наручные и карманные часы, часы-кулоны и часы-перстни (далее – часы), механизмы часов, часы и механизмы, поступающие по импорту, а также собранные из импортных комплектующих».
Неужели правы контролеры Роспо-требнадзора? И где взять дату изготовления часов? Любой продавец или поставщик импортного товара знает, что найти эту информацию почти невозможно.
Действительно, в часовых ГОСТах содержатся приведенные выше требования. Но исполнение этих требований (в части содержания паспорта) не является обязательным!
Почему так? В соответствии с Фе-деральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ в (ред. от 28.09.2010) «О техническом регулировании». Пунктом 1 статьи 46 этого закона предусмотрено следующее переходное положение:
«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
• обеспечения энергетической эффективности».
Иными словами, приведенное положение закона № 184-ФЗ обозначает следующее: пока взамен ГОСТов не будут приняты технические регламенты – установленные ГОСТами нормы и правила обязательны лишь в части требований безопасности.
Таким образом, у контролеров Роспотребнадзора не было оснований требовать от продавца буквального соблюдения ГОСТ, да еще и по отношению к часам иностранного изготовителя. Справедливости ради заметим, что в том же подп. 4.34.1 ГОСТ 26272-98 сказано следующее: «Для часов, получаемых по импорту, не соответствующих обязательным требованиям настоящего стандарта, в паспорте часов (на самом читаемом месте) должно быть указано: «Часы не соответствуют требованиям ГОСТ 26272–98 в части ...».
Но поскольку даже такой записи в технической документации не было – продавец, что называется, «подставился».

 

ИНФОРМАЦИЯ О ВИДЕ ПОКРЫТИЯ КОРПУСА
Требование указывать вид покрытия часов содержится в том же подп. ГОСТа, о котором шла речь выше. Соответственно, и юридическая позиция ЧБ формально аналогичная: выполнение этого требования не является обязательным. Но! В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите…» к числу обязательной информации о товаре относится сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Что такое часы? Правильно! Прибор времени, основное предназначение которого – индикация текущего времени и измерение его интервалов. Соответственно, основным потребительским свойством прибора времени, очевидно, является точность измерения.
Но часы, особенно женские – это еще и аксессуар, предмет украшения и тому подобное. Именно поэтому, как нам представляется, в технической документации на часы необходимо указывать материалы, из которого они изготовлены. В том числе и материал покрытия.
И если бы требования контролеров Роспотребнадзора об указании материала покрытия были основаны на нормах Закона, а не на положениях ГОСТ – их можно было бы расценить как правомерные.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИМПОРТЕРЕ
Дискуссии на эту тему уже давно положен конец. А именно – в п. 3 Письма Роспотребнадзора от 22.11.2007 № 0100/11983-07-32 «О реализации территориальными органами Роспотребнадзора Федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ».
Кому интересно, тот может лично ознакомиться с позицией контролирующего органа на его сайте. Здесь же отметим, что позиция эта однозначна: если товар поставлен по импорту – информация об импортере является обязательной. Ее непредоставление продавцом может служить основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Другое дело, как добыть эту информацию от поставщика… Но на этот вопрос у меня нет ответа.
Итак, в следующих номерах – типовая техническая документация на часы в соответствии с действующим законодательством и с учетом последних изменений.

 

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №4-2011

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 4-2011