Время между строк

BreguetЧасы стали массовым продуктом примерно тогда же, когда возник кинематограф. Поэтому роман кино и часовой индустрии оказался долгим, а любовь - взаимной, в то время как в большой литературе (не отягощенной модной практикой product placement) часы оказывались редким гостем. Наверное, поэтому и запоминались "книжные" часы намного ярче и эффектнее.

BreguetЧасы стали массовым продуктом примерно тогда же, когда возник кинематограф. Поэтому роман кино и часовой индустрии оказался долгим, а любовь - взаимной, в то время как в большой литературе (не отягощенной модной практикой product placement) часы оказывались редким гостем. Наверное, поэтому и запоминались "книжные" часы намного ярче и эффектнее.

Пропавшие часы
Или
Смертоносный Breguet
"Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед" - эту цитату из пушкинского Евгения Онегина всегда приводят в качестве доказательства популярности часов Breguet в России, а сама компания неизменно включает ее в свои рекламные буклеты.

Действительно, имя Breguet к концу XIX века в нашей стране уже стало практически нарицательным, его использовали для обозначения точных часов вообще, заменяя понятие "хронометр". Этим, например, умело воспользовался популярный стилизатор Борис Акунин: его герой Фандорин никогда не смотрит на часы, он смотрит на "брегет" (именно так, с маленькой буквы).
Breguet
Пожалуй, Breguet действительно являются самыми часто встречающимися в литературе часами, и не только в русской, но и во всей европейской. Например, в "Графе Монте-Кристо" Александра Дюма Breguet с будильником носил злодей Данглар. Также Бреге упоминали Мериме в "Письмах из Испании" (1830 год), Стендаль с эссе "Рим, Неаполь и Флоренция" (1817), Бальзак в "Евгении Гранде" (1833), Виктор Гюго в "Песнях улиц и леса" (1865), а в "Ярмарке Тщеславия" Уильяма Теккерея (1848) главная героиня Бекки Шарп носила бижутерию марки Leroy и маленькие часы Breguet с крышкой, украшенной жемчужинами.

Но что касается России, самым оригинальным литературным воплощением Breguet стоит считать не единственное упоминание марки Пушкиным, а рассказ Александра Куприна "Брегет" (второе название "Пропавшие часы", 1897). "Вчера граф Ольховский ездил к помещику играть в дьябелок, иначе ландскнехт. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский нам эти часы сейчас же и показал. Действительно, хорошие часы: с резьбой, с украшениями, и когда сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Старинные часы. Ольховский немного заважничал".

В результате удачный выигрыш сыграл с героями-гусарами плохую шутку: выигранные часы потерялись, а другой офицер, у которого по роковому стечению обстоятельств в этот момент в кармане находился точно такой же Breguet, доставшийся в наследства от деда, вынужден был покончить с собой, чтобы не быть обвиненным в краже. Конечно, для официальной рекламной политики швейцарской марки, идея что Breguet – часы, за которые и умереть можно, пожалуй, слишком экспрессивна.

Из России с любовью
Или
Часы положительные и отрицательные

До конца 80-х в Советском Союзе пределом мечтаний человека о швейцарских часах была марка Rolex. Она единственная пользовалась массовой известностью именно как символ "роскошной жизни", и все благодаря романам Йена Флеминга о Джеймсе Бонде. Именно романам, а не фильмам, потому что советский человек был не приучен приглядываться к тому, что именно написано на циферблате у Шона Коннери или Роджера Мура.

А между тем, сам Флеминг, создавая своего супершпиона, изначально задал ему определенный образ, частью которого стали часы Rolex, подробно описанные в романе "На секретной службе ее величества". В книге Бонд даже объясняет почему он выбрал именно эту марку: помимо высоких защитных характеристик, флюоресцирующий циферблат светится в темноте.
Rolex Oyster Perpetual
Но если в киноверсии Бонд носил уже продвинутый Rolex Submariner, то книжный прототип ходил в классическом Rolex Oyster Perpetual. Других часов Бонд Флеминга не признавал, но это не значит, что сам автор знал только одну эту марку. В романе "Из России с любовью" (1957) фигурирует противник Бонда и главный злодей-убийца Грант. Знакомство с ним начинается с его часов: "Это были большие золотые часы на прочном крокодиловом ремешке. Модель Girard-Perregaux, специально созданная для людей, которые любят различные технические устройства. Она была оснащена плавной секундной стрелкой и двумя небольшими окошками на циферблате, в которых показывались дата и месяц, а также индикацией фазы Луны. История, о которой идет речь, началась в половину третьего 10 июня, когда Луна была в фазе ¾".

Все вечеринки завтрашнего дня
Или
Что носят киберпанки

Как вы думаете, откуда простые американские парни и девушки, просиживающие ночи и дни за компьютером, знают марки Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, Zenith, Zodiac, Vulcain или даже тот же Tissot? Более того, знают, что такое стрелки Breguet, расписной циферблат, часы типа Hunter, ушки "Бомбей", хронограф El Primero, накладные индексы и плетеный стальной браслет. Из глянцевых модных журналов? Не угадали.

Дело в том, что часы играют не последнюю роль в культовом романе американского писателя Уильяма Гибсона "Все вечеринки завтрашнего дня" (All tomorrow’s parties, 1999). А две модели Jaeger-LeCoultre просто являются ключевыми персонажами сюжета.

Уильям Гибсон на сегодняшний день – один из самых знаменитых и авторитетных американских писателей-фантастов, работающих в жанре "киберпанк", создающий футуристические произведения, в котором сюжет строится вокруг компьютерных технологий и киберпространства. В России Гибсон известен в основном по экранизациям своих романов, например, "Джонни-мнемоник" с Киану Ривзом в главной роли. "Все вечеринки завтрашнего дня" (название заимствовано из дебютного альбома группы Velvet Underground, созданной легендарным Энди Уорхоллом) – это завершающая часть "Трилогии моста", трех романов, посвященных жизни после техногенной катастрофы, которая расколола Америку надвое (от чего и появился Мост), а также заразило население планеты страшным вирусом.

В последней части трилогии сходятся и находят логическое объяснение сюжетные линии двух предыдущих Raaf Watchпроизведений "Виртуальный свет" и "Идору", и происходит решающее сражение между двумя противостоящими силами, мечтающими изменить ход истории. Ключевую роль в этой битве играют две модели часов Jaeger-LeCoultre, которые автор описывает с аукционной точностью: это авиационная модель Raf/Raaf Mark XI референс G6B/346 RA|AF 172/53 6В с черным циферблатом и Lecoultre Futurematic. Кроме того, в романе достаточно подробно описываются и другие модели знаменитых марок, которые разыскивают по Интернет-аукционам (в числе которых упоминается и Antiquorum) владелец антикварного магазина Фонтейн и его помощник Силенцио.

В мире будущего, где киберпространство красочнее и "реальнее" разрушенного настоящего, именно антикварный магазин Фонтейна, на витрине которого выставлены бережно собранные механические часы ХХ века, оказывается оплотом настоящей реальности, истинной красоты, созданной человеческими руками. Не случайно уличные мальчишки, промышляющие грабежом ради наркотиков, готовы часами торчать в магазине, наблюдая, как Фонтейн и Силенцио ремонтируют часовые механизмы. И именно Силенцио, сам умственно отсталый подросток, которого ничего кроме часов не интересует, разыскивая в киберпространстве след пропавших Jaeger-LeCoultre Futurematic, находит и главного неуловимого злодея. Наконец, магазин Фонтейна – единственный, который уцелеет после финального пожара Моста, а Силенцио, расчистив обгорелые обломки, будет расставлять любимые часы на витрине.

Надо сказать, после выхода "Вечеринок" многие фанаты киберпанка буквально атаковали сайт Jaeger-LeCoultre и Интернет-аукционы в поисках именно тех моделей марки, которые носили главные герои книги. Да и вообще интерес к механическим часам после прочтения романа даже у самого далекого от часового искусства человека возрастает в разы: настолько интересно, познавательно, а главное органично вплетен рассказ о часах в сюжет динамичного кибер-боевика Гибсона. Секрет прост: сам Уильям Гибсон очень любит механические часы и носит… конечно же Jaeger-LeCoultre.

Сейчас многих производителей и владельцев магазинов волнует вопрос: как пробудить у молодежи интерес к часам? Один из ответов можно найти, прочитав "Все вечеринки завтрашнего дня".

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна