Валентин Володько:

Повернуть кризис на пользу Валентин ВолодькоПоможет ли кризис отечественному производителю и станут ли часы дешевле, рассказывает президент компании «Волмакс» Валентин Володько

Кризис 1998 г. стал стимулом роста промышленности. Что происходит сейчас?
Тот кризис был локальным, он затронул только Россию. Сейчас картина другая. В долларах или евро наша продукция не стала существенно дешевле: за эти годы изменилась общая структура производства. И чтобы выпускать качественные, конкурентоспособные на мировом рынке часы, мы используем очень хорошего качества комплектующие, соответственно они стоят дорого. Поэтому большая часть расходов осталась привязана к валюте, и, несмотря на изменение курса, себестоимость пока не падает.
Но главная проблема - сокращение спроса на часы произошло по всему миру. Например, в Восточной Европе практически остановлены закупки. В России тоже не все гладко: снизились розничные продажи на 30% и оптовые на 50%, почти исчезли корпоративные заказы на часы с символикой, а за оставшиеся крохи идет настоящая война. В такой ситуации сложно рассчитывать на стимулирующий эффект кризиса.

Станет ли легче, если произойдет дальнейшая девальвация рубля?
Вряд ли. Возможно, себестоимость несколько снизится. Вопрос в том, насколько при этом упадет спрос. Ведь какая бы низкая ни была себестоимость, если нет продаж, то компания будет нести убытки. Сейчас продажи непредсказуемые. Один месяц – провал, другой – хороший, на уровне прошлого года, затем опять провал. Сократились продажи в регионах, работает только Москва. Изменяется спрос покупателей – он переориентируется на более дешевые товары. Большинство дистрибьюторов предлагают серьезные отсрочки и стараются не повышать цены, насколько могут это себе позволить. Мы тоже подготовили свое «антикризисное предложение».

В чем оно заключается?
С середины марта мы начинаем продавать в России нашу кварцевую коллекцию, которую выпускали для продажи на бортах самолетов. Ей уже три года, но до сих пор она существовала параллельно основной линии, не пересекаясь с ней в местах продаж.

На бортах самолетов? Я видел ваши часы в одном из каталогов, но не придал значения…
Часы «Авиатор» включены в бортовые каталоги таких компаний, как Lufthansa, British Airways, Air Berlin, Virgin, Alitalia, Delta, Emirates, Oman Air, Cathay Pacific, Singapor Airlines, авиакомпаний Малайзии, Индонезии и других. В общей сложности мы присутствуем примерно на 400 бортах. Это сотрудничество началось после выхода фильма «Авиатор», когда киностудия выбрала наши часы для своего онлайн-магазина. На эту модель и на марку обратили внимание авиакомпании, которые хотели, чтобы на борту продавалось что-нибудь авиационное. То, что вы не придали увиденному значения, объяснимо: эти модели очень сильно отличаются от традиционных «Авиаторов», к которым все привыкли.

 

 

Aviator


В тех часах меня поразила неожиданно низкая цена – что-то около 100 евро…
Да, розничные цены на кварцевую коллекцию – 4 000 – 8 000 рублей, в то время как механические часы стоят от 6 000 до 30 000 рублей. Перед началом работы авиакомпании поставили нам жесткие условия, каким должен быть товар. На борту самолета есть своя специфика спроса: не все, что популярно «на земле», будет продаваться в небе. В частности, пассажиры очень чувствительны к цене. Поэтому перед нами стояла задача сделать часы не дороже 150 евро. С «механикой» такое недостижимо, и мы обратились к кварцу.

Расскажите про часы подробнее.
Сейчас в кварцевой коллекции около 20 моделей, включая 3 женских. Здесь есть как простые часы, так и сложные – например, с двойной индикацией. Но основу линии составляют хронографы. Возможно, большинству покупателей хронограф и не нужен, но само обилие стрелок, кнопок делают часы намного более привлекательными. Во всех моделях есть или тахометрическая шкала, или шкала времени второго часового пояса. Мне кажется, эта функция наиболее важна людям, которые часто оказываются вдали от дома. Общий стиль коллекции – авиационный: яркие стрелки, эргономичные ремешки, водонепроницаемость до 10 Атм. Все модели сделаны на базе механизмов Miyota.

Почему дизайн кварцевых моделей отличается от механических?
Это вопрос себестоимости. При своей кажущейся простоте корпуса основной линии «Авиатора» очень сложны и дороги в производстве. Рынок нуждается в более демократичном товаре. В качестве первого шага мы решили выпустить в продажу уже имеющуюся линию, а дальше будем развивать ее с учетом спроса.

До сих пор «Авиатор» были исключительно механическими часами. Не боитесь ли повредить имиджу?
Некоторые наши клиенты против кварцевой коллекции. Ряд рынков, например Германия, не приемлют «кварц». Там наши часы продвигаются как механические часы с русским механизмом. Но события в мире требуют товаров с более демократичными ценами. Ничего страшного в кварцевых часах нет: у любой средней швейцарской марки «механика» составляет всего 10-30%. Мы планируем, что «кварц» разбавит коллекцию более оборачиваемыми моделями, что подстегнет продажи и известность марки в целом.

Сколько новых часов вы планируете продавать?
За три года на бортах было продано около 50 000 штук «Авиатора». Если в первый год мы сумеем продать в России 15-20% этого количества, будем довольны. Отзывы ритейлеров, которые видели эти модели, очень позитивные: товар подходит им и по стилю, и по цене. К тому же благодаря авиакомпаниям за год наши часы видели около полумиллиона россиян. Это очень хорошая реклама. Так что мы планируем повернуть кризис себе на пользу.

Если вернуться к ситуации в мире, какие страны-производители часов выиграют в кризис?
Проиграют все. Выиграют группы, которые имеют большой объем продаж, и марки с сильным имиджем. Например, наши продажи в Германии стабильны, т.к. «Авиатор» успел заслужить признание коллекционеров. А в целом будут продаваться или совсем дешевые товары, или сверхэксклюзивные.
С уменьшением спроса усилится конкуренция за ваши заказы между производителями комплектующих, себестоимость пойдет вниз…
Конкуренция растет и без этого. Но себестоимость упадет незначительно, скорее вырастет. В отрасли велика доля постоянных затрат, а если объем выпуска падает ниже определенного уровня, производство становится невыгодным.

Означает ли это, что механика уйдет в историю?
Наоборот. Она еще сильнее подорожает! Если у тебя падает объем, то ты должен сохранить валовую прибыль, подняв ее за счет маржи. Поэтому необходимо всеми силами или наращивать объем продаж, или увеличить маржу. Это касается и магазинов, и производителя. Вот мы и вывели на рынок «кварц».

За три года на бортах самолетов продано около 50 000 кварцевых «Авиаторов». Теперь мы предлагаем эту коллекцию российским магазинам. Приходится приходить на российский рынок через Запад.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №2-2009

 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью 2-2009 Авиатор Валентин Володько