Торговые центры – смерть или новая жизнь?

Изменения привычек потребителей, сложности с заполнением новых торговых центров, стремительный рост онлайн-торговли – эти факторы заставляют экспертов все чаще задумываться о грядущем исчезновении торговых центров. По крайней мере, в традиционном виде.

Аналитики в сфере коммерческой недвижимости все чаще пророчат скорое исчезновение привычных торговых центров. Среди причин называется, например, все большая приверженность покупателей к покупкам через интернет. Российские потребители – не исключение. Объем рынка российской интернет торговли вырастет в этом году на 41% и выйдет за границу 1 трлн рублей.

Совокупный годовой темп роста продаж люксовых товаров через интернет составляет по оценкам экспертов 14,28%. Luxury-бренды, которые раньше отказывались от онлайн-продаж, становятся более лояльными и открывают интернет-магазины на собственном сайте или на платформах, объединяющих монобрендовые онлайн-бутики, например, Farfetch.

Еще один фактор, заставляющий говорить, о смерти торговых центров традиционных форматов – все большую часть площади ТЦ заполняют не магазины, а рестораны и развлекательные зоны. Эксперты Colliers International называют новым трафикогенератором для торгово-развлекательных центров edutainment-арендаторов, т.е. разнообразных коммерческих игровых и культурно-досуговых центров, ориентированных на развитие и дополнительное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. На конец 2015 года доля edutainment-арендаторов в составе развлекательного сегмента в ТРЦ составляла порядка 3%, но их представленность в ТЦ продолжает расти. Сегмент edutainment-арендаторов занял долю 10% в структуре новых международных брендов-арендаторов, появившихся в ТРЦ Москвы в 2016 году, потеснив такие сегменты, как продукты питания, товары для дома и хобби, товары для детей и ресторанный сегмент, доля которого на сегодняшний день составляет 9%. Например, в Санкт-Петербурге, по данным JLL, первому сокращению доли вакантных площадей в ТЦ с середины 2014 года способствовала именно активность операторов развлечений, прежде всего детских развлекательных центров, экспансия таких игроков, как Hlop-Top, Joki Joya, различных батутных и фитнес-центров.

Рестораны – еще один конкурент магазинов, в последние годы только усиливающий свои позиции. По словам консультанта отдела исследований рынка CBRE Елены Ключаровой, которые приводит портал Arendator.ru, за последние 10 лет доля кафе и ресторанов в общей структуре арендаторов ТРЦ Москвы увеличилась в 2 раза - с 4 до 8%, и этот показатель будет расти в перспективе ближайших 5-10 лет. В декабре прошлого года обновленный фудкорт в «Меге Теплый Стан» разместился на 5000 кв.м., а в ТЦ «Мега Химки» появился рынок «МЕГА Ферма LavkaLavka» с торговыми местами для 70 фермеров.

Свой вклад в изменение традиционной картины на рынке торговой недвижимости в мире вносят закрывающиеся универмаги. Представители Macy’s заявили, что планируют закрыть 100 магазинов в следующем году (14% магазинов сети) и сделать ставку на развитие онлайн-продаж. По оценкам Green Street Advisors, которые приводит The Wall Street Journal, необходимо закрыть более 800 универмагов, чтобы вывести продажи торговых центров с 1 кв. фута на уровень десятилетней давности.

Тем не менее, когда мировые тренды говорят о том, что перенасыщенность рынка ведет к смерти торговых центров, стоит ли забывать о том, что состояние отечественного рынка коммерческой недвижимости вряд ли сравнимо с американским рынком? Даже российские города-миллионники остаются недообеспеченными качественными торговыми площадями по сравнению с европейскими столицами, где средний показатель обеспеченности по численности населения на 20% выше. Российские универмаги тоже чувствуют себя не так плохо – «Цветной» отчитался о росте прибыли в три раза, а выручка ЦУМа за прошлый год выросла на 6,6%.
 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: торговые площади