Точно вырастет!

1 сентября – начало учебного года и нового сезона деловой активности. Часовщиков с этой датой можно поздравить: их однозначно ждет рост. Почему мы так уверены?

Лето, и особенно август, с некоторых пор стали в нашей стране особым периодом, в котором сосредоточены основные катастрофы. Однако уже второй август проходит без вселенских катаклизмов. Были пожары, наводнения, но не в масштабах всей страны. И даже ситуация с валютами и санкциями не изменилась. Можно выдохнуть, подвести итоги и посмотреть в будущее. Что ждет нас в новом сезоне?

Спрос на часы остается непредсказуемым и довольно слабым, однако в последние недели августа прошло неожиданно много позитивных сигналов об изменении поведения потребителей. Доходы покупателей не спешат расти, но люди начали тратить.

Среди прочих сильнее всего радуют данные с автомобильного рынка: там растут продажи автомобилей в кредит. Для часов именно автокредиты – хороший индикатор и ближайший рынок. Человек берет кредит на авто при соблюдении двух условий: когда ощутимая сумма свободных средств уже есть, и при этом он уверен в своих будущих доходах. Ровно те же условия необходимы для покупки часов. На одной из конференций, которые регулярно проводит издательство, мы приводили вот этот график: динамика автокредитов совпадает с динамикой продаж часов в 2008-2010 годах. Так что продажи часов тоже пойдут в рост!

Но если на рост продаж можно только надеяться, то есть одна величина, которая с завтрашнего дня вырастет гарантировано. Это цены на часы. С 1 сентября повышается минимальная таможенная пошлина: на кварцевые часы с 1.5 евро за штуку до 4 евро, а на «механику» - до 7 евро. Это значит очень серьезный рост себестоимости моделей с розничной ценой до $300, а часов дешевле 2000 рублей на рынке по сути не останется.

Увы, в этот раз Ассоциации участников часового рынка не удалось заблокировать повышение пошлин, которое инициировали ряд производителей. Многие ритейлеры отмечают, что в массовом сегменте падение продаж имеет катастрофический характер – теперь ситуация станет еще хуже. Очевидно, что часть точек продаж придется закрывать, покупатели будут еще реже задумываться о покупке часов как таковых и в результате объем рынка снизится. Выиграют ли от этого инициаторы повышения – вопрос открытый. Выиграют ли компании, которые до сих пор не присоединялись к работе Ассоциации – тоже.