Техника продаж: приятно иметь дело!

Наладить контакт даже с недоброжелательным клиентом профессиональному продавцу помогут пять полезных привычек.

Нам всем легко и приятно общаться с людьми, имеющими хорошее настроение, с теми, кто доброжелателен и сам идет на контакт. К сожалению, покупатели не всегда находятся в таком расположении духа, да и по характеру не все люди склонны сразу открыто и дружелюбно держаться с незнакомыми. Это нормально. А продавец для покупателя - не просто незнакомый человек. В зависимости от стереотипа восприятия он либо тот, «кто хочет продать», либо «обслуживающий персонал». Это значит, что, заходя в салон, клиент может начать вести себя с некоторой долей пренебрежения или неохотно вступать в контакт. К тому же у всех у нас бывает плохое настроение. Что делать продавцу при встрече с таким клиентом?

Правильная тактика заключается в том, чтобы не поддаться своей первой реакции на скованного или хмурого посетителя, а шаг за шагом небольшими действиями создать такую атмосферу, в которой тот расслабится и перестанет держать себя в футляре, захочет говорить и слушать вас.

Почему эта атмосфера и настроение покупателя важны для продажи? Неоспоримым фактом является то, что решение о покупке люди принимают на волне внутренней уверенности и позитивного настроения, под влиянием приятных эмоций и удовольствия. В случае товара не первой необходимости, предмета роскоши, которым, по сути, и являются часы, эмоции выходят на первый план.

Основная задача продавца состоит в создании благоприятной атмосферы для принятия решения о покупке, формировании у посетителя правильных эмоций и состояния. Тогда клиент почувствует себя уважаемым, ценным, будет воспринимать общение с вами как дружескую беседу без давления или принуждения к покупке, будет вести себя расслаблено и свободно.

Для достижения такого результата у успешных продавцов есть несколько полезных привычек, профессиональных и человеческих. Они особенно полезны в первые минуты разговора и при возражениях, когда необходимо вернуть беседу из сопротивления к доверию.

Первая привычка - поощрять или одобрять людей, их действия, мнения. Что такое одобрение и что именно одобрять? Клиент остановился у витрины с часами – похвалите его наблюдательность, его вкус и выбор; клиент беспокоится, настоящие ли часы – одобрите то, что он задумывается об этом; клиент знаком с брендом – заметьте, не пропускайте это; хочет подумать, долго присматривается – одобрите его стремление выбрать подходящие часы; ищет подарок – похвалите то, что он решил сделать дорогой и ценный презент! Так вы усиливаете и само намерение человека приобрести часы, и его внутреннюю уверенность в правильности своих действий, и теплую атмосферу. А через эти факторы вы влияете на решение клиента сделать покупку.

Вторая– на любое высказывание человека сначала позитивно реагировать, а уже после задавать вопросы или высказывать свое мнение, сообщать информацию.

Что значит «позитивно реагировать» на высказывания человека? Это значит давать вербальные и невербальные сигналы, что вы его внимательно слушаете и вам нравится то, что он говорит. Иначе говоря, сообщение о том, что вы ему рады. Наверняка вам знакома ситуация, когда родители, окружив своего радостно агукающего малыша, улыбаются и говорят: «Кто тут у нас такой хороший! Кто тут у нас болтает!». А тот готов стараться в ответ. Вырастая, мы по-прежнему нуждаемся во внимании и одобрении. Мы, взрослые, рады общаться и быть открытыми с теми, кто проявляет к нам внимание, заботу и одобрение. Вот почему привычка одобрять так быстро помогает наладить контакт.

Конечно же, ваша позитивная реакция должна быть не такой, как в примере с малышом. Подойдут более простые и естественные:

  • удивление – «Вот как!», «Вот это да!», «Приятно слышать!»
  • интерес - «Очень интересно!», «Ага…так…», «Понимаю вас», «м-м-м-м»
  • уточнение - «То есть для вас важно…», «Если я правильно поняла Вас, Вы ищите…»
  • естественное повторение последних или важных слов из высказывания клиента -

Клиент: «Я ищу что-то попроще…» Продавец: «Попроще…»

  • согласие – «Да, вы правы…», «Абсолютно с Вами согласен!»
  • цитирование слов клиента – «как Вы верно сказали…»

Принцип простой: сначала вы одобряете, и только потом что-то отвечаете или спрашиваете у клиента. Еще раз напомним, что одобрение особенно полезно в начале контакта и при работе с сомнениями, возражениями. Скажу по секрету: конечно, оно нужно всегда, но когда контакта и доверия еще мало, а человек настрожен, оно необходимо вдвойне.

Привычка третья – «переходить на личности». Успешные продавцы не боятся представиться сами, узнать имя собеседника и, самое важное, обращаются в разговоре к клиенту по имени. Зачем? Когда человек видит вас впервые, вы для него – обслуживающий персонал, консультант, мистер «никто». Этому «никто» психологически прощстоотказать. К тому же пока вы не познакомились с клиентом, вы остаетесь чужими, и это задает тон всей беседе.  Обращаясь к человеку по имени, мы психологически переходим на уровень «знакомых». Мы настраиваем личный контакт, выходим за рамки стереотипа «обслуживающий персонал - клиент» и становимся чуть более «своими». А своим людям доверяют, к их словам прислушиваются.

Четвертая привычка связана с тем, как вы говорите. По голосу люди моментально улавливают ваши намерения и настрой, по первым фразам посетитель решает, будет ли продолжать с вами контакт или «просто посмотрит». По интонации и темпу речи собеседник неосознанно понимает, уверены вы в себе и можно ли на вас положиться в выборе часов.

Например, фраза, сказанная быстро, может быть не понятна клиенту. Быстрый темп речи выдает неуверенность: обычно человек говорит быстро, когда куда-то торопится, суетится, не придает веса своим словам, хочет проскочить скользкий момент или побыстрее выйти из контакта. Согласитесь, это совсем не про уверенных людей. Наоборот, кажется, что человеку самому не в удовольствие и то, что он говорит, и сама ситуация общения с клиентом. Поэтому привычка успешных продавцов – это привычка говорить с удовольствием: спокойно, не торопясь, плавно, вкладывая в голос мягкость и уверенность. Лучше, если ваши первые фразы в адрес клиента будут более спокойными; говорите чуть медленнее и старайтесь произносить каждую фразу с удовольствием для самого себя.

Пятая привычка – привычка говорить с клиентом. Продажи происходят у тех, кто не боится расспрашивать, делиться своим мнением, - как на околочасовые темы, так и на любые отвлеченные. Поддерживайте естественную и интересную для человека беседу. Поверьте, поводы для такой беседы есть всегда. Часто их дает сам клиент, вам нужно только быть внимательным. Через беседу не о часах вы показываете собеседнику, что он вам интересен как человек, а не только как тот, кому нужно что-то продать. Это заметно расслабляет и создает непринужденность в общении, вы выходите за рамки отношений «купи-продай». Именно это нам и нужно!

Мы привели пять полезных практических привычек для качественной работы с клиентами. Пробуйте использовать их на практике, влияйте на ощущения людей при общении с вами. Развивайте новые полезные навыки и наблюдайте за тем, как будет меняться поведение клиентов и их доверие к вам. Тогда люди будут уходить от вас в хорошем настроении, довольные покупкой, и возвращаться за новой.

Потому что с вами приятно иметь дело!

Автор: Евгения Турдакова, бизнес-тренер
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: техника продаж