ТАКЕШИ ОКАДА: акцент на первое слово

Я посещаю выставку BaselWorld с 2001 года, но стенд Q&Q вижу впервые. Почему вы пришли на эту выставку?

Да, обычно мы проводили встречи с дистрибьюторами за рамками BaselWorld, в одном из отелей. В этом году решили открыть собственный стенд, чтобы повысить уровень осведомленности о нашем бренде. Усиление бренда — наша главная задача на сегодня.

Если не ошибаюсь, 20 лет назад вашей главной целью было продать как можно больше часов. Тогда вы производили около 20 миллионов экземпляров в год. Сколько выпускаете сейчас?

Несколько меньше тех цифр. Бренд Q&Q существует с 1976 года, и за это время обстановка, наше окружение претерпели большие изменения. 20 лет назад у нас было не так уж и много конкурентов. Однако позже Citizen стала продавать механизмы любому, кто хочет заниматься сборкой часов. Плюс появились другие производители механизмов, также работающие с открытым рынком. Сегодня множество людей могут основать свой бренд, просто закупив запчасти: механизмы, корпуса и ремешки, циферблаты. Для всего есть поставщики. Остается выбрать партнеров, разработать дизайн и собрать часы. Если 20 лет назад производителей часов было относительно немного, то сейчас ситуация в корне изменилась. Сегодня во многих странах существуют свои местные бренды.

Поэтому поменялись ваши приоритеты?

Да. Но наша миссия осталась прежней: улучшить повседневную жизнь людей на земле, дав им качественные, надежные и доступные часы японского бренда. Плюс немного эмоций, радости. Наше название состоит из двух букв Q, они означают Quality and Quantity, качество и количество. Эта философия лежит в основе марки. Для нас по-прежнему важно количество. Мы до сих пор продаем многие миллионы часов, за годы существования бренда было продано более 500 000 000 часов Q&Q. Но для нас огромное значение имеет качество. Не зря слово Quality стоит на первом месте.

Когда меня спрашивают, какие часы самые качественные, Rolex или какие-то еще, я отвечаю Q&Q. Ваши часы стоят недорого, но действительно имеют самый низкий процент обращений по поводу брака. Как вам удалось получить качество такого уровня?

У нас есть собственная фабрика в Китае, и мы там наладили очень строгий контроль качества на всех этапах производства. Например, все элементы внешнего оформления, ремешки и прочее, визуально проверяют перед сборкой, и если контроллеру что-то не нравится, он отправляет деталь обратно с жалобой поставщику. Очень жесткую проверку проходит собранный корпус, а после — полностью готовые часы. И только в том случае, если уже собранное изделие прошло эту проверку, мы отправляем ее дистрибьютору. Поскольку мы являемся частью компании Citizen, то стремимся к тщательному контролю качества на всех этапах производства. Наша система проверок гораздо строже, чем у других бюджетных брендов. Но благодаря этому наше качество так ценится на рынке, и именно по этой причине наш бренд приходится по вкусу многим людям в самых разных странах.

Какие страны вы считаете самыми важными для себя?

Конечно же, Россия — одна из самых важных стран, но на сегодняшний день регионом с самыми высокими продажами является Южная Америка. Мы популярны в развивающихся странах: в Азии, Южной Америке, Восточной Европе. В Азии для нас имеет огромное значение Индонезия, в Южной Америке — Колумбия и Бразилия.

Собираетесь ли вы выпускать механические часы?

В рамках бренда Q&Q — нет.

Почему? У вас же были механические часы?

Да, это было в 1980-х. Но механические механизмы дороги. Наши кварцевые часы Q&Q стоят в рознице приблизительно $30-40, цена механики окажется выше $100, а это другая ниша. Мы можем начать выпускать механические часы. Но я считаю, что современные тенденции уходят в сторону от механики в более низкий ценовой сегмент. Поэтому в данный момент мы не планируем выпускать механические часы.

Есть ли планы насчет умных часов?

Нет, таких планов у нас тоже нет. Сегодня на рынке очень много брендов умных часов, но преуспели лишь некоторые из них, например Apple Watch. Большинство же проектов потерпели неудачу. Рядом с одним выигравшим — сотни неудач. Я не хочу утверждать, что мы никогда не будем этого делать. Может быть, года три спустя я буду говорить немного другие вещи, возможно, мы и захотим заниматься умными часами, но не в данный момент.

Но многие говорят, что сейчас часовой рынок переживает не самые лучшие времена, все меньше людей хотят приобретать обычные часы, и все больше переходят на умные модели…

Такая тенденция действительно существует. Насколько я знаю, часовой рынок составляет 1 миллиард экземпляров в год. Рынок умных часов составляет около 60-70 миллионов, это 6-7% от всего часового рынка (я говорю не только об Apple Watch, но и о других брендах). Это немало, сегмент демонстрирует быстрый рост. Но давайте посмотрим на бренд Q&Q. Мы не похожи на iWatch, мы предлагаем традиционные часы, и мы верим, что в мире множество людей, которым необходимы часы высокого японского качества по приемлемым ценам. А в этом у нас конкурентов нет.

Любой бренд — это определенная идея, философия, индивидуальность. Что вы планируете предпринять, чтобы усилить Q&Q по этим направлениям?

Я уже упоминал о философии Q&Q, о нашей миссии: обогатить повседневную жизнь простых людей, таких как вы и я. Мы хотим радовать наших покупателей отличным качеством часов Q&Q. Конечно, вы можете раскошелиться и приобрести более дорогую вещь, но в нашем случае цена невысока, часы доступны и в то же время позволяют вам наслаждаться японским качеством. Ни один бренд не может этим похвастаться, только Q&Q. В этом состоит уникальность нашей философии.

Ваш бренд был очень значим в России 15-20 лет назад. Но затем эта ситуация изменилась. Сейчас вы вместе со своими представителями пытаетесь исправить положение бренда Q&Q в России. Какие шаги вы будете для этого предпринимать?

Мы уже предпринимаем. Например, участием в этой выставке. До сих пор у ас ни разу не было стенда в Базеле, и это важный шаг к построению бренда, повышающий престиж компании. У вас в России в прошлом году мы приняли приглашение от нашего дистрибьютора в России ГК «Мосалт», которая занималась организацией участия марки на Moscow Watch Expo. В рамках выставки ими была проведена конференция по марке, для продвижения женской коллекции была приглашена известная российская певица Анжелика Агурбаш, которая провела для участников и посетителей автограф-сессию.

Изменения будут постепенными, потому что мы не похожи на Rolex и Patek Philippe. Мы не располагаем большим бюджетом для рекламной кампании, но мы, безусловно, понимаем важность рекламы. Вместе с «Мосалт» запланирована рекламная кампания, основная часть которой будет опираться на цифровые носители — команда «Мосалта» ведет аккаунт марки @qqwatchrus. Наша стратегия — усилить имидж бренда посредством таких событий, как BaselWorld, Moscow Watch Expo, и цифровых средств, в особенности возможностями социальных сетей.