Старые деньги, или что случилось с покупателем?

На выставке Moscow Watch Expo я рассказывал свои взгляды на изменения в спросе. Значительная часть доклада была посвящена тому, что будет происходить с покупателями люксовых товаров в мире. Однако на деловой программе были не все, и в последнее время приходится пересказывать часть озвученных осенью идей. Поэтому решил изложить их в виде текста, адаптировав применительно к России. Тем более, что у нас перемены особенно значительные.

Если сказать кратко, у нас в России происходит смена покупателя люксовых товаров. В данном случае я говорю о потребителе действительно дорогих вещей. Те клиенты, на которых часовые салоны зарабатывали в 1990-х и 2000-х, больше не принесут значительных денег. На это есть минимум 3 причины.

Первая – насыщение. У этих людей все есть. Часы  точно, и не один десяток. На этапе накопления капитала дорогие покупки были нужны им для завоевания статуса, чтобы подтвердить в своих глазах и в глазах окружающих свой успех. Сейчас потребность в этом исчезла: они всем все доказали. И покупка десятого Audemars Piguet или Patek Philippe не имеет смысла.

В большинстве своем эти люди перешли из категории псевдоэлиты в элиту реальную, в ряды тех, кого аналитики относят к категории «старые деньги». Они будут покупать дорогие вещи, но их стиль потребления теперь будет совсем иным.

Более того: и их дети тоже не являются покупателями. Как сказал бренд-менеджер одной марки, «если сыну этого клиента захочется одеть Audemars на встречу с девочкой, он возьмет часы у папы, а каждый день будет носить Swatch, Apple iWatch или что-то недорогое».

Вторая причина – фактический запрет на демонстративное потребление, который уже пару лет действует для госслужащих. Именно чиновники были одними из главных потребителей роскоши в России, и если раньше они могли кичиться богатством, то сейчас это стало опасно. У бизнесменов ситуация лучше, но ненамного. Раньше дорогие покупки чаще всего делались за счет «черной кассы», которую государство планомерно сводит на нет. Получается, что к отсутствию желания добавляется прямое ограничение на покупки.

Третья – отсутствие денег. С излишними финансами стало хуже и у чиновников, и у бизнесменов. Большинство людей, заработавших состояния в 1990-х, были связаны или с импортом потребительских товаров, или с экспортом ресурсов. Оба этих глобальных направления бизнеса в последние годы чувствуют себя мягко говоря «не очень». Первые – из-за курса, вторые – из-за низких мировых цен и политических ограничений.

Однако не нужно думать, что все пропало. На смену старым клиентам придут новые: те, кто заработал на сельском хозяйстве, производстве, услугах. Но необходимо понимать особенности этого процесса.

На появление нового клиента нужно время. Обычно первые два-три года любой бизнес только всасывает в себя все возможные ресурсы, и лишь спустя этот срок у владельца появляется возможность тратить что-то на себя.

К тому же это будут совсем другие покупатели. Не просто с другими фамилиями, а с другим менталитетом. При выборе бизнеса каждый ориентируется на свои внутренние установки. Очень грубо: понятия о том, «что такое красиво» у человека, зарабатывавшего на продаже саксонского фарфора и у фермера-владельца коровника, будут сильно разными. 

Чтобы у второго возник интерес к товарам, которые мы относим к люксовым, с ним нужно много работать, обучать. Сложность состоит в том, что большая часть рекламы, которую компании давали в прошлые годы, проходила мимо «новых покупателей», а сегодня марки снижают бюджеты, жалуясь на отсутствие средств. С другой стороны, это создает возможности для новых проектов, уравнивая их шансы со старожилами.

Снижение рекламных расходов у часовщиков началось в 2013-м, и уже почти 4 года я пытаюсь объяснить маркетинг-менеджерам и руководителям компаний одну и ту же мысль. Государство будет играть против показного потребления, стараться повернуть взгляды граждан в сторону «истинных ценностей». Причина этой стратегии в задачах восстановления промышленности: для работы за станком человек должен иметь менталитет и систему ценностей, отличную от секретарши на ресепшен. Другими словами, при прочих равных условиях продавать дорогие и яркие товары будет сложнее. А сознательно сокращая рекламные усилия мы дополнительно усугубляем положение нашего бизнеса.

Итогом стало то, что битву за деньги клиентов часовщики проиграли банкирам. По данным ЦБ, за 2 года объем рублевых депозитов населения вырос с 13 778 млрд рублей до 17 578 миллиардов. Подчеркну: депозитов рублевых, а не валютных. На 27%. В условиях скачущего курса, когда кажется логичным вложиться в валюту.

У многих ли часовых компаний выручка выросла на такой же процент?

Мы как издательство напрямую зависим от часового рынка, и со своей стороны стремимся всеми доступными инструментами поддержать спрос на часы, во всех сегментах. В частности, полтора года назад запустили проект Time2Time – сегодня это самый многотиражный часовой журнал в мире. Во всяком случае, другой проект с тиражом в 70 000 экземпляров нам не известен. Благодаря такому тиражу и распространению по всей территории России, он способен поддержать и развить интерес покупателя к часам, помочь вырастить того самого «нового покупателя». Но и здесь мы частенько сталкиваемся с разговорами в духе «мы пока не поняли, чем он нам поможет» и отговорками в адрес штаб-квартир.

Мы прекрасно понимаем, что сейчас лишних денег нет ни у кого. Но если не заниматься продвижением своего товара, то очень скоро не будет не только лишних, а денег вообще.

Но и это не крах, я знаю, кто обрадуется такому исходу.

Это государство: ему нужны не продавцы часов, а работники на фермы.


P.S. Если кого интересуют записи деловой программы выставки, их можно приобрести здесь

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Выставки Moscow Watch Expo 2016 MWE-2016