Старинные секреты совершенства

<font color="#808080" face="Verdana">Скань, финифть и филигрань</font> Искусство росписи по эмалиРусские промыслы до сих пор живы, до сих пор создаются "талисманы", в которые мастера вкладывают весь свой талант, умение и, конечно, частичку своей души. Несколько старинных исконно русских промыслов - скань, филигрань, финифть - поддерживаются и развиваются на угличском заводе "Чайка", воплощаясь в неповторимых часах коллекции "Совершенство".

Давным-давно, когда не было машин и всё - одежда, украшения, посуда - делалось вручную, люди верили, что некоторые, сделанные с особой любовью, вещи приносят счастье. Постепенно память об этом «суеверье» стерлась, оставив нам волшебные и немного непонятные слова: «талисман», «амулет», «оберег»... Но несмотря на главенство машин, русские промыслы до сих пор живы, до сих пор создаются «талисманы», в которые мастера вкладывают весь свой талант, умение и, конечно, частичку своей души. Несколько старинных, исконно русских промыслов -скань, филигрань, финифть - поддерживаются и развиваются на угличском заводе «Чайка», воплощаясь в неповторимых часах коллекции «Совершенство».

Проволочное кружево

Завод Чайка

С IX-Х веков отсчитывает свою историю искусство сканного дела. Ажурные украшения из проволоки, сканные подсвечники и декоративная посуда, пряжки и пуговицы, иконы и ларцы нередко встречаются при раскопках древнерусских городов и курганов. В прошлом сканные кружева изготовляли из чистого золота и серебра, т.к. эти металлы – одни из самых мягких, а значит, легче всего раскатываются в проволоку. Сегодня, с помощью техники появилась возможность раскатывать до необходимой толщины медную проволоку, из которой и создаются тонкие узоры браслетов к часам «Чайка ». После того как проволока прошла через валики станка, две проволоки свивают в «веревочку ». Отсюда и название этого технического приема: на старорусском языке «скать» означало сучить, свивать. Теперь это делают на станках, но ни одна машина не знает, какой должна быть «веревочка », поэтому контроль ее плотности ведется вручную, на ощупь. Дальше начинается самый кропотливый этап работы: выкладывается узор.

Тщательно промеренные отрезки проволоки укрепляют на клейкой бумаге, создавая ажурные орнаменты (листья, завитки, цветы). Когда элемент браслета готов, бумагу срезают, После окончательной сборки браслет покрывают позолотой. Цвет его после золочения зависит от материала, на который наносят золото: золочение поверх никеля дает насыщенный ярко- желтый цвет; поверх кобальта – светлый матово- желтый. Один из самых сложных приемов сканного мастерства – объемная скань, когда один узор накладывается поверх другого, дополняя его и создавая роскошные орнаменты. Подобные изделия может изготовить только мастер, поэтому, например, модель «Анастасия » не отдают на производство в цех, а выпускают ограниченными партиями сами дизайнеры. Все ювелиры, работающие в отделе дизайна «Чайки », оканчивают художественное училище, которое возникло более ста лет назад в центре сканного производства – Красном Селе. В отделе дизайна завода разрабатывают самые разнообразные варианты сканного оформления часов. Сюда поступают заказы из отдела перспективных разработок, где, исходя из калибра механизма, разрабатывается форма корпуса и браслета. А «заполнение » браслета полностью зависит от дизайнера- ювелира, от его фантазии и мастерства.

Искусство росписи по эмали

Роспись, что тверже камня

«Финифть», в переводе с греческого, означает «блестящий камень »; в современном языке так называют искусство росписи по эмали. На самом деле, эмаль по свойствам не намного уступает камню: ей не страшны удары, температурные перепады, воздействие воды. Секрет изготовления эмали пришел к нам из Византии во времена расцвета Киевской Руси. Центром финифтяного дела стал Ростов Великий, где до наших дней существует училище, выпускающее художников- эмальеров. Веками искусство финифти развивалось и совершенствовалось. Сохранились документы, указывающие, что в XVII столетии уже существовали Кремлевские мастерские и Палата сканного и финифтяного дела. Первоначально в технике финифти создавались иконы, позже – ювелирные украшения, а теперь финифтяные вставки используют и для оформления часов «Чайка ». Процесс создания эмалевых элементов для часов из коллекции «Совершенство » не менее интересен, чем сканное производство. На медную пластинку наносят два слоя эмали – белый и поверх него прозрачный. Обратная сторона укрепляется контрэмалью, после чего заготовку обжигают в печи. При нанесении на заготовку краски не смазываются, т.к. они «проваливаются » под слой прозрачной эмали и закрепляются на белой.

Для окончательного укрепления цветного узора готовые миниатюры еще раз обжигают и только после этого передают ювелирам, которые создают сканную оправу – изящный браслет. Узоры для новых моделей часов «Чайка » разрабатывают профессиональные художники- эмальеры, выпускники ростовского училища. Они же создают пробные образцы, которые после утверждения на художественно- техническом совете попадают в цех. Художники в цехах выбирают рисунки для копирования. Наиболее сложные узоры, в которых надо прорисовывать фигуры и лица (знаменитые модели «Хозяйка Медной горы», «Ольга ») попадают к профессионалам, новички чаще выбирают цветочные орнаменты. Несмотря на то, что каждый узор художник повторяет по десять- пятнадцать раз, каждый новый рисунок отличается от предыдущего.

Часовой музей

Так получается, что каждые часы украшены неповторимыми расписными элементами, созданными вручную. Большинству моделей часов из коллекции «Совершенство » присвоен статус «изделий народно- художественных промыслов ». Каждый год в Ярославле собирается художественно- экспертный совет, в состав которого входят искусствоведы и художники. Эти люди и решают, являются ли предложенные на их суд образцы произведениями искусства. До сих пор ни одна из представленных на совет моделей часов «Чайка » не вернулась в Углич без сертификата «изделия народно- художественных промыслов ». Ведь часы «Чайка » – это не прибор измерения времени, это уникальное украшение, которое, как любое творение рук человеческих, имеет душу, заложенную в него художником, причем душу русскую. а проволочки спаивают между собой. Некоторые браслеты украшают маленькими шариками – зернью, которые напаивают поверх сканного узора. Эта техника называется филигранью. Так, завиток за завитком, элемент за элементом, создаются браслеты для часов, объединенных звучным названием «Совершенство ».

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2001

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний Чайка 1-2001