Шкурное дело

Ремешки из слоновой кожи покорили главного редактора ЧБК словам «швейцарский ремешок ручной работы» в описаниях элитных часов я всегда относился с ухмылкой. Но только до того момента, пока судьба не забросила меня в горы Юра

Шкурное дело
К словам «швейцарский ремешок ручной работы» в описаниях элитных часов я всегда относился с ухмылкой. Но только до того момента, пока судьба не забросила меня в горы Юра.

На границе Швейцарии и Франции, в небольшом деревянном домике, находится одна из лучших в мире мастерских по изготовлению изделий из кожи. Кто-то наверняка возмутится: ну что за ерунду пишет автор? Весь мир считает лучшими изделия от легендарных домов Hermes, Louis Vuitton, Gucci, Montblanc, а шьют их трудолюбивые безответные китайские швеи-мотористки. Да-да, вы правы. Но только отчасти.

Лучшие в мире аксессуары из кожи действительно предлагают перечисленные гранды. И большая часть «демократичных» аксессуаров на самом деле производится в Азии. Но место рождения аксессуаров элитного класса, которые и принесли славу большинству роскошных домов, именно здесь, в горах Юра. Делают их по-прежнему вручную, совсем понемногу, считанные экземпляры в год. Здесь же производят ремешки к самым эксклюзивным и дорогим моделям часов в мире.

Три руки
В мастерской B.A.O. все делается так, как это было 100, 200 или 300 лет назад. За косыми решетчатыми полками вдоль стен сложены заготовленные куски кожи разных видов, цветов и типов выделки. Под стать им и разнообразие нитей. Конечно, цивилизация немного оживила интерьер традиционной мастерской. В ней есть свет, электрическая швейная машинка и стереосистема. Но 99 процентов операций по-прежнему производятся вручную, и главными инструментами остаются все те же острый нож, шило и твердые руки мастеров.

«Все очень просто: вы берете «третью руку», зажимаете ее между ног, а в нее вставляете деталь, которую собираетесь прошивать», - объясняет Жером Шассеро, хозяин домика. «Третьей рукой» он называет приспособление, напоминающее огромный деревянный пинцет. Глядя на неспешную, но идеально точную работу мастера, кажется, что нет ничего проще, чем прошить несколько слоев толстой телячьей кожи. Но в том и заключается искусство, чтобы отверстия были ровные и не лохматились, каждый стежок точно натянут, а их шаги создавали идеальную лесенку.

После прошивки нужно обработать края. С помощью нагретого металлического жала на изделии формируется каемка, затем торцы прокрашиваются. Окраска – тоже особый ритуал. Она осуществляется в 5-6 слоев, между которыми мастер непременно вновь и вновь полирует торец наждачкой все уменьшающейся зернистости. «Вот теперь готово!» - удовлетворенно говорит Жером Шассеро, когда торцы становятся идеально гладкими.

Изготовление маленького кожаного брелока, кулона или ремешка для часов занимает около часа, на женскую сумочку может уйти целый день. На вопрос, сколько времени нужно, чтобы сделать тот самый портфель от Hermes, мастер пожимает плечами: как пойдет… В общем, наберитесь терпения, уважаемые клиенты Hermes! Ваше счастье за горами – за юрскими горами.

- А можно ли ускорить процесс?
- Конечно! Берете дерматин, включаете швейную машину - и вперед, - улыбается Жером Шассеро. - Правда, в итоге получится немного другой товар.

От слона уши
Но портфели, сумки и портсигары меня интересуют мало. Куда больше привлекает висящая на стене белая, как снег, шкура ската, или, как ее называют, галуша.

«Галуша сегодня - один из самых популярных материалов, - уловив мой взгляд, комментирует Жером Шассеро. – Очень красивый и практичный». И достает с полки еще две шкуры – традиционно черную и цвета барби. Рядом стоит малюсенькая театральная сумочка из точно такой розовой галуши, на ней ценник «890 Euro».

«Скат – дорогой материал, - поясняет мастер. – Я покупаю шкуру хорошей выделки и с красивым узором дороже 200 евро». Затем он запускает руку на полку еще раз и достает что-то, напоминающее рулон бумаги или обоев. Вау! Это шкура огромного питона! Думаю, что если бы мне довелось встретиться с этим чудовищем где-нибудь в джунглях, то оно без труда «отжало» бы до состояния обоев меня самого: при жизни змеюка имела метров пять длины как минимум. А сейчас легко сворачивается в компактную трубочку…

На удивление шкура питона оказывается не такой уж и дорогой: «каких-то» 500 евро за «рулон». Если пересчитать эту цену на то количество ремешков, что можно сделать из шести метров «обоев», получается почти даром.

«Не все так просто, - замечает мастер. - На ремешки идет не вся кожа, а только узкая часть с нужным рисунком». Как же у них все сложно!

Кстати, никогда не видели змею изнутри? То есть обратную сторону шкуры? В противоположность гладкой и холодной внешней поверхности, она мягкая и теплая, почти телячья. Разве что особо крупные элементы рисунка проступают и с изнанки: как не выделывай, а сущность не скроешь!

«А какая кожа самая дорогая?» - спрашиваю я. В ответ Жером Шассеро протягивает кусок ничем не примечательной черной, довольно толстой, но при этом невероятно мягкой и легкой кожи.

- Что это?
- Угадай!

Минут пять я перебираю всю известную мне по школьному курсу биологии живность. Жером Шассеро улыбается.

«Слон!» - наконец-то открывает он тайну.

Почему же шкура гиганта оказывается самая дорогая? Во-первых, в дело идет не весь слон, а только уши – в остальной части она слишком толстая, чтобы из нее можно было сделать что-то элегантное. А уши эти хоть и больше чебурашкиных, но все ж не столь велики. Ну и, во-вторых, к слону должна прилагаться бумага о том, где ушастый родился, чем кормился и отчего скончался. Иначе вместо сумочки можно получить вполне конкретный срок за нарушение международных конвенций о защите животных. Может, из-за этого мне еще ни разу не попадались часы с ремешком из кожи слона? Кстати, сколько стоило то ухо, мастер так и не признался.

 Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2009

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Технологии и материалы Gucci Hermes Montblanc 1-2009 Louis Vuitton