Секонд Хэнд

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Вторичный часовой рынок</span></span></p>

Да, расставаться с вещами не просто. Тем более, если они стоили немалых денег, а хорошие часы - именно такая вещь. Поводов для прощания достаточно: кто-то приглядел более модную модель, другому часы дарят каждый год - девать некуда, третьему срочно понадобились деньги, а четвертый пропивает последнее добро бабушки-дворянки...

Да, расставаться с вещами не просто. Тем более, если они стоили немалых денег, а хорошие часы - именно такая вещь. Поводов для прощания достаточно: кто-то приглядел более модную модель, другому часы дарят каждый год - девать некуда, третьему срочно понадобились деньги, а четвертый пропивает последнее добро бабушки-дворянки...
С часами из злата-серебра каждый может отправиться в ломбард, где механизм на глазах у оторопевшего владельца вынут, корпус - и, возможно, браслет - взвесят, наденут бирку и выдадут залог. Не соберете калым к сроку - бабулино сокровище покорно обовьется вокруг чужой руки.
Ну, а как быть с часами из нержавейки, титана, керамики, купленными в свое время «штуки» за две-три?
Где такие часы можно сдать, продать, заложить? В обычный (о необычном - чуть позже) ломбард с ними дороги нет, а, значит, можно выкинуть, подарить красивой незнакомке, попытаться «толкнуть» в пивной у военной академии, отвезти в субботу на вернисаж в Измайлово или продать за гроши в обычном «комке».
Кстати говоря, существует и обратная проблема. Где купить приличные часы известной марки, пусть не новые, но подешевле? Часто ведь положение обязывает, а средств не хватает. Куда податься бедному крестьянину?
Есть, есть в Москве заветные места, где вас встретят, как родного. Одно из них — магазин «Сага», единственный в Москве магазин швейцарских часов с комиссионным отделом. Что это за «особый отдел», мы решили узнать, приехав на Красную Пресню, у менеджера магазина, Александра Толкунова. А заодно задали ему несколько вопросов о вторичном рынке часов вообще.

Какие часы вы принимаете на комиссию?
К нам приходят с самыми разными часами: от дешевых подделок до самых известных марок и высших ценовых категорий. Но мы принимаем только швейцарские часы, механические и кварцевые. Марка значения не имеет, главное, чтобы часы были подлинно SWISS MADE. При этом материал, из которого они изготовлены, также не важен. Имеем дело в основном с наручными часами, но бывают и карманные, и настольные. Прием ограничивается внешним осмотром часов, правда, очень квалифицированным и тщательным; крышку для осмотра механизма не открываем. Проверяем, ходят ли часы, хотя принимаем и часы с неисправными механизмами. Покупателей обязательно предупреждаем обо всех повреждениях, неисправностях и изъянах часов. Когда клиент приносит точно такую же модель, что уже лежит в нашей витрине, мы, конечно, говорим о том, что вероятность покупки именно его часов уменьшается вдвое. Особенности механизма и художественные достоинства значения практически не имеют, ввиду принятого способа оценки.

Как вы определяете стоимость часов?
Клиент, приносящий часы, сам называет желаемую сумму. Его только информируем о тех 27%, которые мы добавляем в качестве наценки. Магазин получает прибыль, даже если часы так и не были куплены: «Сага» взимает 1% от назначенной стоимости за «хранение».

Каковы нижняя и верхняя границы стоимости часов?
Верхней нет, а нижняя может быть невысокой, около 60 долларов, как, например, в случае с изрядно потрепанным экземпляром Longines. Его приобрел студент юридического факультета, искавший недорогую, но престижную модель.

Как вы определяете подлинность часов, особенно, если марка вам не знакома?
Любые швейцарские часы отличаются аккуратностью изготовления. Подделывают только известные марки, поскольку такие фальшивки проще продать. Если мы видим часы с надписью SWISS MADE, которые очень прилично сделаны, то это, скорее всего, - не подделка. Швейцарских марок существует довольно много, и время от времени возникают новые имена. Так, у нас на витрине есть часы не известных нам прежде марок, но мы абсолютно уверены в их швейцарском происхождении. Это важно, поскольку покупатели доверяют нашим гарантиям.

Какую часть принесенных часов вы принимаете, а какую - нет?
Примерно 30% принесенных часов приходится «заворачивать»: это подделки самого разного уровня качества или часы не швейцарского производства.

Кто отбирает и оценивает часы?
Этим занимаются все работающие в магазине менеджеры-продавцы. Разумеется, некий период ученичества для новых сотрудников существует. Он зависит от способностей человека и желания учиться. Вот хороший пример: девушка, проработавшая всего три месяца, уже вполне самостоятельно определяет подделки.

Покупатель: кто он, для каких целей покупает и как выбирает часы?
Главная причина визита в комиссионный отдел - это, конечно, меньшая цена. А покупают часы и для себя, и в подарок; знатоки - в основном для коллекционирования и перепродажи, которые неразрывно связаны друг с другом. Настоящих ценителей мало, все они, так или иначе, общаются между собой, и часы в этом кругу чаще всего переходят из рук в руки, минуя магазины. Мастера-ремонтники заходят редко: покупать такие часы ради запасных частей и деталей слишком накладно.

Каковы требования и пожелания клиентов относительно цены?
Торгуются все. Каждый, кто приносит часы, как- то - порой просто заранее позвонив в «Сагу» - узнает примерную стоимость своей модели. Если назначаемая цена неоправданно высока, менеджер советует ее снизить, чтобы на часы все-таки нашелся покупатель. Бывает, что покупатель, со своей стороны, предлагает менеджеру договориться со сдатчиком (комиссионером) о снижении стоимости. После двух телефонных звонков цена падает, и покупка-продажа совершается к взаимному удовольствию сторон. Мы также можем по договоренности с постоянным клиентом сообщать о появлении в продаже определенных, интересных ему моделей. Случается, что сотрудники магазина приобретают часы second-hand и для себя.

Какие часы наиболее выгодны для магазина? Каковы примерные обороты магазина? Сколько бывает в среднем за месяц сдатчиков и покупателей? Сколько они приносят и покупают часов?
Извините, но это информация важная и ценная, а значит, представляет интерес для возможных конкурентов и, следовательно, становится коммерческой тайной и разглашена быть не может.

Наших читателей из многих городов России, несомненно, заинтересует, что нужно для организации комиссионного отдела «с нуля»? Как привлечь первых сдатчиков-комиссионеров? Надо ли - и каким путем - до открытия отдела набрать некий первоначальный объем товара?
Как говорится, «см. ответ на предыдущий вопрос». Но, в целом, следует руководствоваться обычными правилами организации торговли в магазине. Первичная товарная масса обычно появляется из того запаса «некондиции», который со временем скапливается у каждого торговца часами. Ну, и реклама, конечно, тоже приносит свои результаты.

Поблагодарив Александра, мы отправились в другое «заветное» место - «Ломбард Ювелирный» на одной из Тверских-Ямских. Главный эксперт расположенного в том же здании «Центра экспертизы и оценки юве¬лирных изделии и драгоценных камней», Андрей Викторович, ответил на наши вопросы с глубоким знанием дела.

Чем «Ломбард Ювелирный» отличается от других ломбардов?
Возможно, это единственное место в Москве, где часы берут в залог и оценивают как предметы часового и ювелирного искусства. Благодаря большому комплекту каталогов и другой литературы, в которой есть сведения практически по всем заметным часовым маркам мира, мы владеем необходимой информацией. Без этого работать с часами невозможно. Обычные ломбарды принимают только часы из драгоценных металлов и только «на вес». Исправность механизма, известность марки, редкость модели не имеют для них никакого значения. Если у золотых «Полета» и Breget будет одинаковая масса, то и залоговая стоимость будет одна и та же!
Мы работаем по-другому: не отказываемся от стальных, титановых или биметаллических часов. Главное - не материал, а уровень, качество часов и известность марки. Поэтому в Москве большая часть дорогих часов, сдаваемых в залог, теми или иными путями попадает к нам. Когда человек приходит в ломбард, банк, оценочную контору, чтобы сдать в залог часы, его, зная, что мы с часами работаем наиболее квалифицированно, направляют сюда. Например, ломбард берет у клиента золотые часы, а со стальными или позолоченными - отсылает к нам. Почему бы не сделать приятное клиенту?

Какие типы и марки часов вы принимаете?
Чаще всего люди приносят наручные и карманные, реже - настольные, каминные часы. Мы имеем дело с швейцарскими и немецкими, а также дорогими эксклюзивными американскими, японскими, корейскими изделиями. Основные марки, с которыми работаем, - это Longines, Tissot, Cartier, Rolex, Vacheron Constantin, Patek Philippe, Chopard, Gucci, Fendi... С дизайнерскими марками ситуация сложная, поскольку стоят они немалых денег, а по сути - модные часы на пару сезонов. И хотя продукция такой марки по розничной цене близка, например, к Longines или Omega, мы оцениваем ее гораздо дешевле. Потому что эти часы ниже по общему уровню исполнения. К тому же в подобных часах обычно используют недорогие кварцевые механизмы, красивые, но не очень прочные корпуса, не рассчитанные на долгое ношение, да и покрытия на них нередко стираются слишком быстро.

Как происходит оценка? Вы опираетесь на данные из справочников?
В теперешней российской торговле есть тенденция продавать все дороже, чем где бы то ни было. И, принимая часы, мы учитываем это. Кстати, в магазинах, где торгуют дорогими часами, тоже можно торговаться! Они дают скидки примерно на 5-10% на абсолютно новые часы. Приходите и говорите, глядя на модель стоимостью 10 тысяч долларов: «Я, пожалуй, купил бы такие, но подешевле». И вам уступят, потому что людей, реально желающих сделать такую покупку, очень мало.
Когда человек покупает часы за 10 тысяч долларов, он рассчитывает, что через два года сможет хотя бы 8 из них вернуть. Но в России очень слабый вторичный часовой рынок. Причины этого - в общей экономической ситуации, низком уровне поддержки цен и поголовной «часовой неграмотности». Люди предпочитают покупать новые часы, а не «б/у», хотя вторые дешевле. Вот часто и получается, что немного ношеные часы невозможно продать даже за 50-70% их начальной стоимости - только за 30%. А сдать в залог - и того дешевле...

Расскажите о выявлении подделок. Ведь задача эксперта состоит в том, чтобы сначала распознать, а уж потом оценить прибор времени.
Все очень индивидуально, рассказать невозможно, и никакие описания не годятся - только личный опыт. Этому нигде не учат, а чтобы понять, как это делается, нужно долго смотреть на работу специалиста, а потом еще пропустить через свои руки две-три сотни часов.
Больше всего подделывают Cartier и Rolex, а в последнее время начали попадаться подделки под Rado, Longines и Tissot, чего раньше не было. Мне приходилось встречать и подделки действительно хорошего качества. Но дело в том, что у швейцарцев и немцев очень высокие стандарты и жесточайший контроль качества, а, значит, фальшивые часы, сравнимые по качеству с оригиналом, также будут иметь высокую себестоимость. И, следовательно, смысл подделки теряется.

Что вы предпринимаете после осмотра принесенных часов, если возникают сомнения в их подлинности?
Сомнения, как правило, не возникают - подлинность определяется вполне однозначно. Если часы не настоящие, но из драгоценного металла, то они стоят столько, сколько стоит металл. Подделки не из драгметаллов мы тут же возвращаем владельцу. Если же поддельные часы - золотые, то мы их в любом случае возьмем, делая какую-то скидку в зависимости от их состояния. А при хорошем состоянии, например, механизма, можем чуть-чуть добавить.

Какова судьба невыкупленных часов?
Они, согласно Гражданскому Кодексу, продаются с публичных торгов, которые устраивает ломбард.
Вторичный рынок не ограничивается только самим актом купли-продажи и, как всякий бизнес, нуждается в рекламе. Предпринимаете ли вы какие-либо действия в этом направлении?
Да, мы даем рекламу в периодических изданиях («АиФ», «Московский комсомолец», «Деньги») и в московском метрополитене (щиты, стикеры).
Нам — и вам, надеемся, тоже - захотелось хорошенько разобраться, какая же судьба у часов second-hand, какое место они занимают на рынке, и, вообще, как можно получить прибыль от этого специфического товара.
В обычные ломбарды мы заходить не стали: с ними все и так ясно. Зато наведались к антикварам и на Измайловский вернисаж без рассказа об этих местах торговли наш обзор вторичного рынка, конечно, был бы не полным. Но об этом - в следующем номере...

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2000

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2000