«Салют»

<font color="#808080" face="Verdana">Взгляд со стороны</font> СалютКонсервативность в подборе механизмов и смелость в дизайне сделали «Салют» одним из ведущих предприятий в России по выпуску настенных часов.

Новосибирск не входил в число городов, в которых были расположены часовые заводы. Тем не менее уже 6 лет там работает предприятие под названием «Часовые завод «Салют». И, в отличие от больших предприятий, испытывающих сейчас трудности, здесь объем выпуска только наращивают.

Новосибирский часовой завод не был построен во времена СССР. Он появился на свет в 1999 году как результат диверсификации бизнеса компании «Хроно-С». В то время рынок еще не до конца оправился от последствий кризиса, в одночасье сделавшего импортные товары недоступными для большинства россиян. Первоначальная идея была проста: выпускать пластиковые тарелки — дело нехитрое, поставить в них недорогой китайский механизм — тоже. Таким образом получатся те же популярные «Кроносы», только по рублевым, а не долларовым ценам. А возможностей для сбыта продукции было хоть отбавляй. Однако «Салют» не появился бы на свет, еслибы не личный фактор. С самых первых дней работы на часовом рынке Владимир Гостевский не хотел кланяться заграничным производителям, а хотел, чтобы деньги российских покупателей оставались в России. Так в ноябре 1999 года на рынок вышли первые модели часов Новосибирского часового завода.

Салют

Развитие фирмы шло точно так же, как и у большинства других компаний. Сначала «фирма как одна семья». Все работа ли как один, сплоченные общей идеей. Тот период вспоминается с ностальгией и ужасом одновременно: работали не потому, что знали, что и как делать, а потому что хотели. Первоначальные расчеты оказались верными, и «Салют» быстро рос. Увеличивались объемы выпуска, численность персонала. Однако быстрый рост незамедлительно превратился в проблему. Количество работников превысило 100 человек, структура становилась все менее управляемой. К тому же появились новые поводы для беспокойства: китайские механизмы были великолепны с точки зрения цены, а вот качество оставляло желать лучшего. Начались возвраты бракованной продукции. Три года назад стратегию предприятия пришлось пересматривать. Это коснулось как внутренней структуры (численность персонала была сокращена со 120 до 50 человек), так и позиционирования товара.

Было принято решение отказаться от китайских механизмов и перейти к использованию механизмов Hermle. Проблемы с бра ком и возвратами сразу же отпали. Ме ханизмы не только дали более высокий уровень качества, но и стали великолепным инструментом отстройки от конкурентов. Даже несмотря на более высокую цену, часы с немецкими механизмами были прекрасно восприняты и торговлей, и покупателями. Реорганизация также дала свои плоды. Несмотря на более чем двукратное сокращение персонала, объем выпуска не только не уменьшился, а, наоборот, вырос. Жизнь неоднократно вносила коррективы в планы «Салюта». Например, год назад один из партнеров стал настаивать на включении в ассортимент завода целой серии моделей с котятами, розочками и другими рисунками на циферблате. После долгих колебаний предложение все-таки было принято. И оказалось не зря: эти часы стали пользоваться очень хорошим спросом.

Сегодня «Салют» — одно из ведущих в России предприятий по выпуску настенных часов. Которое имеет в своем составе все необходимые службы (коммерческая, финансовая, дизайнерская) и производственные участки (литейный, инструментальный, сборочный). Кроме того, для разработки новых моделей создано экспериментальное производство, которое имеет в своем составе деревообрабатывающий и малярный участки. Но главное на предприятии это уникальный коллектив, который относится к своей работе с огромной любовью и желанием. Предприятие представляет собой высокоорганизованную структуру. Четко выстроены все технологические и логистические цепочки. Все подразделения, включая отдельные производственные участки, объединены в общую информационную систему. На компьютере видно, сколько какого пластика засыпано в литьевую маши ну, сколько заготовок сдано на сборку, готовых часов на испытательные стенды и т.д. Это позволяет четко планировать как производство, так и продажи. Кстати, вся продукция «Салю та» проходит обязательные испытания в течение 24 часов. На самом заводе говорят, что с тех пор как перешли на немецкие механизмы, даже 24-часовое тестирование излишне — количество отбракованных механизмов за три года исчисляется единицами. Как считает руководство предприятия, все, что нужно, чтобы завод устойчиво работал, сегодня уже сделано.

Салют

Дальнейшее развитие связывают с освоением новых технологий, вертикаль ной диверсификацией. Недавно «Салют» приобрел в собственность производственные площади. На новых площадях смогут не только с комфортом разместиться имеющиеся службы, но и будут созданы новые. Среди возможных вариантов рассматриваются за пуск собственного полиграфического участка, необходимого для выпуска циферблатов, а также освоение производства стекол, упаковки. Это позволит не только снизить себестоимость продукции, но и зарабатывать дополнительные деньги. Новые площади да дут возможность расширить ассортимент часов: помимо простых моделей «Салют» планирует освоение более дорогих моделей. Завоевав известность и изрядную долю рынка в России, предприятие пришло к стадии, когда потребовалось переосмыслить стратегию дальнейшего развития.

С целью оценить свои позиции и перспективы в этом году «Салют» принял участие в международной выставке часов и ювелирных изделий Inhorgenta в Мюнхене. Завод стал первым и единственным производителем часов из России, представившим на своем отдельном стенде очень широкий ассортимент продукции, высокое качество которой отметили как немецкие партнеры, так и посетители выставки. Руководители завода считают, что для достижения долгосрочного успеха важно найти что-то свое, что отличит компанию и ее товары от других. Бесполезно копировать чью-то продукцию, как бы хороша она ни была — второй всегда хуже. Inhorgenta, в которой участвуют все крупнейшие миро вые производители часов, — прекрасная возможность посмотреть на себя со стороны, оценить, как ты выглядишь на фоне европейцев, найти сильные стороны, способные превратиться в конкурентные преимущества.

Традиционная цель участия в таких выставках — поиск серьезного иностранного партнера. Эта задача выглядит тем более реальной, что обращения иностранцев на «Салют» поступают достаточно часто. Масштабы экс портных поставок пока несопоставимы с продажами на внутреннем рынке, но определенный спрос, даже без каких либо усилий по продвижению марки, все-же есть. «Если хотим что-то иметь через два года, то начинать работу нужно уже сейчас», — считает Владимир Гостевский. При этом на предприятии отдают себе отчет в том, что основным рынком сбыта был и останется российский.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний Салют 2-2005