Рыцарь мальтийского креста

«С крестом и шпагой прорывалась к вершинам часового дела Vacheron Constantin («Вашерон Константин»), рожденная два с половиной столетия назад. Союз двух фамилий и двух талантов, осененный мальтийским крестом, явил миру шедевры, достойные королей.
«Делай лучше, если это возможно, а это возможно всегда»
 
Два года назад по всем телетайпным лентам прошла информация о том, что дорогой ювелирный магазин на Беверли-Хиллз подал в суд на поп-идола Майкла Джексона. Отпрыск почтенного музыкального семейства и друг детей облюбовал инкрустированные бриллиантами часы Vacheron Constantin стоимостью полтора миллиона долларов, примерил их и... вышел из магазина, позабыв заплатить за покупку. Нет, остановить экс-чернокожего певца никто из персонала не пытался: многочисленные ювелирные лавки Родео-Драйв, известнейшей торговой улицы лос-анджелесского предместья, нередко практикуют прокат драгоценностей на день-два. Но Джексон пользовался суперчасами четыре месяца кряду, не обращая внимания на регулярно поступающие счета.
Адвокаты певца заявили, что торговцы ищут дешевой популярности, спекулируя на имени «короля попа». Что же, мнение небезосновательное. Только вот шедевры марки, основанной в 1755 году, в подобной рекламе вовсе не нуждаются. На них работают как славное прошлое, так и стабильное настоящее, изобилующее замечательными сюрпризами для истинных ценителей высокого часового искусства. Смеем надеяться, что и будущее у Vacheron Constantin блестящее во всех отношениях ведь именно таковы их драгоценные эксклюзивные часы.
Люди, которым суждено войти в историю, редко знают заранее, что им предопределена особая судьба. Они просто делают свое дело, как кабинотье (иначе говоря, часовой мастер-одиночка) Жан-Марк Вашерон. Пытливый искусник стремился во всем соответствовать идеалам эпохи Просвещения, а что такое часы, как не инструмент познания? В тиши мастерской Вашерон, единственными помощниками которого были два сына, изобретает идеальные часовые механизмы.
Но вспомните, в какое время они жили. Общественные потрясения, вызванные европейскими революциями, наполеоновские войны, передел Европы... Экономическая блокада закрыла для английских часов путь в континентальную Европу, что пошло на пользу швейцарским часовщикам в целом и Вашерону в частности. Его шедевры получили признание в Старом Свете, в котором, однако, уже не стало традиционных покупателей: аристократия под натиском буржуазных перемен вынуждена была «затаиться». В 1819 году провидение сводит наследников Жана-Марка Вашерона с финансовым гением Франсуа Константином. Отчаянный бретер, прекрасно умевший держать шпагу в руках, с девизом «Делай лучше, если это возможно, а это возможно всегда» разъезжал по всей Европе в поисках новых рынков сбыта и дерзко бросал перчатку в лицо каждому, кто смел усомниться в престиже компании, название которой неразрывно связало имена Вашерон и Константин.
Часовые мастера фирмы неуклонно продолжают традиции, заложенные отцом-основателем. Все передовое, новое, способное поднять производство часов на более высокий уровень, всегда в компании использовалось раньше, чем до этого додумывались конкуренты. В 1813 году с Жаком-Бартелеми Вашероном сотрудничает Бреге, в 1839-м его сменяет гений точной механики Жорж-Огюст
Лешо, заложивший основы поточного производства деталей и механизмов с использованием станков. Продукцию Vacheron Constantin покупают в России и в Бразилии, на Мальте и в Стокгольме, в Соединенных Штатах и на Ближнем Востоке. Император российский Александр II, правитель Китая, королева Виктория, кайзер Франц-Иосиф с истинно королевским достоинством сверяют время по часам Vacheron Constantin: только такая беспримерная точность может быть названа «вежливостью королей».
В 1880 году символом компании становится мальтийский крест знак, который несли на своих щитах рыцари ордена Святого Иоанна, они же госпитальеры, призванные спасать жизни заболевших крестоносцев и паломников, направляющихся к Гробу Господню в Иерусалим. В часовой промышленности в те времена при помощи шестеренки, напоминающей своей формой мальтийский крест (правда, о пяти концах, а не о четырех), регулировалось натяжение пружины. Этот символ принес удачу Vacheron Constantin, подтверждением чему служат десятки призов обсерваторий, которыми часы награждаются за точность, и медалей международных выставок. Ну а представители фирмы уверяют, что мальтийский крест это знак уважения к высокому часовому искусству
и этическим правилам, действующим на фирме с 1755 года и по сей день.
 
Время действия: наши дни. Место действия: весь мир
 
Сегодня есть только три часовые компании, многолетняя безупречная репутация которых не знает себе равных в часовом мире. Audemars Piguet, Patek Philippe, Vacheron Constantin мы приводим эту троицу в алфавитном порядке, так как невозможно выделить какую-то одну марку, а все прочие часовые компании пока только мечтают потеснить лидеров. Но, пожалуй, нечто общее у корифеев часового искусства есть, и это общее умение обновляться, оставаясь собой.
Действительно, за долгую историю у Vacheron Constantin было немало сложных периодов, компания нередко переживала серьезные финансовые трудности, переходила из рук в руки, что не помешало с гордостью пронести через столетия марку мальтийского креста. Часы Vacheron Constantin всегда были и остаются произведениями искусства, о которых мечтает каждый коллекционер.
Индивидуальный номер, который имеют все без исключения шедевры, клеймо фирмы на механизме и корпусе, сертификат, подтверждающий подлинность греют душу собирателя, будь он королем или подпольным миллионером. Внешние приметы исключительности подкреплены истинным, беспримерным совершенством механики, дизайна, отделки.
Vacheron Constantin по праву гордится своими сложнейшими часами из коллекций Complications и Grandes Complications. Более столетия назад часовщики компании начали изготавливать часы-скелетоны, которые служат украшением модельного ряда
наряду с минутными репетирами, турбийонами, вечными календарями, указателями фаз Луны, хронографами.
Часы-скелетон с турбийоном включены в коллекцию Malte. Эти удивительные часы результат 250-летнего творческого поиска мастеров Vacheron Constantin. Их корпус-бочка со скругленными сторонами выполнен из розового 18-каратного золота или платины 950 пробы. Помимо превосходного стиля, технического совершенства и таких черт, присущих всем моделям коллекции, как головка со стилизованным мальтийским крестом, ступенчатые веерообразные ушки, стрелки-меч, они имеют собственную яркую индивидуальность. Циферблат, и задняя крышка прозрачны, они открывают взгляду все подробности устройства ажурного часового механизма ручной работы, каждая деталь которого украшена гравированным узором под названием «хвост павлина», что придает часам легкость и воздушность.
Особое место отводится коллекции автоматических часов Mercator, посвященных отцу современной картографии Герарду Меркатору. Первый экземпляр этих часов на часовом аукционе The Art of Vacheron Constantin 1994 года был продан за сумму, более чем в полтора раза превышающую каталожную стоимость. Изюминка великолепного инструмента тончайшая гравировка карт полушарий, покрывающая весь циферблат, и стрелки, напоминающие своим видом картографический циркуль. Часы и минуты отображаются на двух секторных шкалах. Уникальный экземпляр «Меркатора» с циферблатом, на котором изображена карта Италии, принадлежит президенту компании Vacheron Constantin. Есть и «Российский Меркатор» – серия из 20 часов с картой России.
Представленные в 1999-м, Overseas Chronograph стали первыми спортивными часами Vacheron Constantin. В добавление к оригинальным моделям, имевшим посеребренный циферблат, компания выпустила мужские часы с черным и женские с перламутровым циферблатами. И те, и другие обеспечивают водозащиту до 150 м. Этого достаточно, чтобы любители отдыха на воде чувствовали себя в этих часах вполне комфортно. «Большая дата», брутальные арабские цифры, метки в форме пирамид из белого золота, светящиеся стрелки и прозрачность сапфирового стекла придают мужской модели в корпусе из нержавеющей стали сильный, решительный характер.
Ювелирные коллекции Vacheron Constantin воплощение роскоши и совершенства. Идеалы красоты находят отражение в самих названиях моделей. Phidias часы из 18-каратного золота с бриллиантами с платиновым ротором названы в честь легендарного греческого скульптора Фидия, создателя одного из семи чудес света – 12-метровой статуи Зевса, восседавшего на украшенном драгоценными камнями троне из золота, слоновой кости и черного дерева, которая находилась в главном храме Олимпии.
Хиты из коллекции «Королевский орел» предназначаются приверженцам классического стиля. Первая модель Royal Eagle представляет собой хронограф с автоподзаводом, в стальном корпусе формы tonneau (бочка), с прямоугольными кнопками, на стальном же браслете. Это сочетание вместе со
стилизованными арабскими цифрами, светящимися стрелками типа «меч» и «большой датой» в положении «12 часов» – новинка для фирмы с более чем двухвековой историей.
Другой шедевр это сертифицированный автоматический хронометр. Корпус-бочка из белого или желтого золота надежно держится на запястье благодаря ремешку из кожи миссисипского (помните, приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна?) аллигатора. На циферблате этих солидных часов три дополнительных счетчика, показывающие секунды, число месяца и день недели.
Запоминающийся стиль, оригинальный цвет, творческий подход таковы слагаемые успеха модели «1972», предназначенной для современной женщины, стремящейся к неповторимой
элегантности. То, что асимметричный корпус трапециевидной формы из белого или желтого золота, превосходно обработанный и украшенный бриллиантами, в течение многих лет привлекает
истинных ценителей, служит еще одним подтверждением неиссякаемый популярности часов необычных форм.
Ясные, чистые линии модели «1972» впервые были предъявлены публике в третьей четверти XX века, когда все внимание стилистов было сосредоточено на соблюдении законов общей гармонии. Благодаря необычайной законченности дизайна эти часы получили признание коллекционеров и ценителей всего мира, о чем свидетельствует почетная награда – «Diplome du Prestige de la France».
В 1970 году выпущены одни из самых дорогих часов в мире стоимостью пять миллионов долларов – Kalista (в переводе с древнегреческого – «самая красивая»; кстати, так же называется прелестнейшая раковина Тихого океана), на создание корпуса которых потребовалось 6000 часов работы, 140 граммов золота и 118 бриллиантов.
В ноябре 2001 года награда «Geneva Watchmaking Grand Prix» была присуждена часам Vacheron Constantin
Lady Kalla (каллы строгие белые цветы, безупречные и торжественные), корпус которых вырезан из цельной пластины 18-каратного белого золота и усыпан 120 бриллиантами изумрудной огранки,
а циферблат украшен 15 крупными алмазами. И даже заводная головка спрятана, чтобы не разрушать чудесную сверкающую композицию. Неудивительно, что в свое время именно часы Lady Kalla стали свадебным подарком принцессе Диане. Поистине королевское подношение от королей часового дела!
 
Елена АНДРЕЕВА
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2002
 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний Patek Philippe Vacheron Constantin 3-2002 Audemars Piguet