Рынок Украины в условиях кризиса

Рынок Украины в условиях кризисаС октября 2008 года, когда Украина окончательно осознала, что кризис ее не минует, прошло практически пять месяцев. Срок достаточный для того, чтобы пережить первый шок, собраться с мыслями и попытаться понять, что же происходит на рынке сегодня. Мы постараемся сделать небольшой анализ ситуации в украинской часовой отрасли и, возможно, обозначить некоторые пути ее развития.

Часовой рынок, как часть общего украинского рынка, в полной мере ощутил на себе влияние мирового финансового кризиса. Тем более что нашу страну называют одной из наиболее пострадавших. Согласно официальной статистике Федерации швейцарской часовой промышленности, экспорт часов в Украину в начале 2009 года сократился на 70 %. Для сравнения, в России этот показатель минус 50 %, а в общем по Европе минус 15 %.

Тяжелая ситуация в строительстве, металлургии, машиностроении, угольной и химической отраслях промышленности нашей страны, и, что особенно важно, нестабильный курс гривни по отношению к доллару – все это, естественно, вызвало панику у всех, в том числе и у игроков часового рынка. При этом существенно сократились продажи часов конечному потребителю, который, находясь под впечатлением от резких изменений курса валют, проблем в банковской сфере и влиянием негативной информации в СМИ, принял решение подождать с покупкой товаров, не относящихся к предметам первой необходимости.

Однако, несмотря на кризис и всеобщую настороженность праздники, дни рождения, свадьбы и прочие торжества никто не отменял, а посему людям нужны подарки. И среди подарков часы, пожалуй, являются одними из лидеров. Поэтому, спустя несколько месяцев покупатели в магазины пошли. Безусловно, не в таких количествах, как в лучшие месяцы 2008 года, но, тем не менее, спрос на часы как товар существует.

Как же сегодня выглядит украинский часовой рынок? В Украине, также как и практически во всех странах мира, наиболее сильно пострадал от кризиса средний ценовой сегмент. Для нашей страны этот диапазон можно приблизительно определить от 600 до 2500 долларов США. Объяснение этому можно дать очень простое. Представители малого и среднего бизнеса – основные покупатели часов данной ценовой категории – сегодня не готовы тратить такие деньги на статусную вещь, предпочитая более практичные и функционально значимые покупки.

Массовый сегмент пострадал меньше, но также ощутил на себе падение покупательского спроса. Обширные торговые сети сегодня сокращают количество своих торговых точек, оставляя самые рентабельные и надежные. Арендованные магазины, из тех, что работали на больших оборотах с минимальной рентабельностью, сегодня переходят в разряд убыточных и, естественно, закрываются. Лучше себя чувствуют те компании, в активе которых имеются собственные магазины и оборотные средства.

Меньше всего кризис сказался, как и следовало ожидать, на продаже часов высшей ценовой категории. Богатые люди, привыкшие к высокому уровню потребляемой продукции, пока не отказываются от привычного качества жизни, не сокращают расходы на предметы, являющиеся частью их имиджа. Количество покупок в люксовом сегменте, естественно, уменьшилось, но не катастрофически.

Абсолютно все дистрибьюторы оценивают ситуацию как трудную, но не безнадежную. Розничные продажи уменьшились в среднем на 50 %. При этом оптовые закупки у дистрибьюторов сократились еще больше – вероятно, сказалась хорошая работа агентов в лучшие месяцы прошлого года – часов у розничных продавцов пока хватает. Пресс кредитных обязательств, большая стоимость аренды и неуверенность в том, что товар будет раскуплен, поставили часовые магазины в трудное положение. Тем не менее, они не теряют оптимизма и ожидают в ближайшее время некоторого улучшения ситуации, если конечно, не вмешаются непредсказуемые обстоятельства, периодически продуцируемые украинскими властными структурами.

Рынок изменился, и это понимают все. Тех фантастических результатов, которых добились компании в первой половине прошлого года, никто больше не ожидает. Сегодня на передний план выходит необходимость сохранить свои позиции, зафиксировать их. Практически все основные представители часовой отрасли Украины видят главную задачу в сохранении присутствия своих брендов на рынке страны. При этом немаловажно, что компании стремятся сохранить свою рабочую структуру, естественно, стараясь минимизировать потери и оптимизировать расходы.

Еще с октября прошлого года многим украинским компаниям-импортерам часов пришлось серьезно сократить закупки товара. Ничего неожиданного в этом нет, поскольку заказы, как известно, делаются приблизительно за полгода до их поставки, ведь производителю необходимо планировать производство, заказывать материалы и детали часов, да и сам процесс производства продукции занимает время. Компании-изготовители, разместившие заказы на материалы и комплектующие заранее, сегодня вынуждены выкупать их, поэтому они ждут от дистрибьюторов денежных поступлений хотя бы за часть товара. Надо отдать должное производителям, они прекрасно понимают своих украинских партнеров и не давят на них, стараясь поддержать их и морально, и практически. «Многие компании принимают даже полную отмену заказов в обмен на выборочные заказы именно той продукции, в которой мы нуждаемся на текущий момент», говорит Кирилл Маллаев, директор компании Ukraine Luxury.

Удивительно, но сегодня как никогда большую роль в часовом бизнесе стал играть человеческий фактор, те отношения, которые успели создать партнеры за время работы друг с другом. Если подумать, то все возвращается на круги своя: 15–20 лет назад дружеские отношения с контрагентами считались изюминкой работы в швейцарском часовом бизнесе. Именно они, наряду, конечно, с качеством и другими особыми свойствами продукции, позволили швейцарской часовой индустрии занять ведущее место в мире. Успехи часовой промышленности на мировом рынке привели к тому, что отношения партнеров постепенно становились все более прагматичными. Теперь же, в тяжелой экономической ситуации доверие и способность понять проблемы друг друга приобрели особое, если не решающее значение.

То же самое можно сказать и об отношениях дистрибьютор–розничный продавец. Для серьезных дистрибьюторов, работающих с разветвленной дилерской сетью в Украине, основной задачей, безусловно, стала максимальная поддержка своих партнеров. Ведь для того, чтобы сохранить ощутимое присутствие марки на рынке бренд должен быть представлен во всех регионах страны. «Для нас является очень важным помочь дилерам пережить это трудное время, – говорит генеральный директор компании Les Montres Suisses Валерия Лысюк. – Сегодня мы пересмотрели все невыкупленные дилерские заказы, уменьшили их и проверили на предмет ликвидности. Также наши дилеры получили более длительный товарный кредит. Кроме того, они смогли возвратить часть непроданного в течение длительного срока товара и обменять его на новые коллекции». Приблизительно по таким же схемам работают и другие дистрибьюторы, стремясь как-то поддержать розничных продавцов – своих постоянных партнеров по бизнесу.

Конечно же, при таком открытом отношении дистрибьюторов к своим клиентам первые вправе ожидать соответствующего отношения к себе. И здесь, также, как и в связке производитель–дистрибьютор, вопрос доверия выходит на первое место. Ведь не секрет, что существуют на рынке и недобросовестные оптовые покупатели, делающие, например, так называемые «имиджевые» заказы, которые затем не выкупаются и остаются на складе дистрибьютора. Большой проблемой являются и случаи неоплаты полученного товара. И если раньше этот негативный момент не сильно сказывался на фоне общей картины благополучия, то сегодня вопрос финансовой дисциплины жизненно важен. К счастью, это понимают все и стараются четко соблюдать новые правила игры.

Не менее важна и рекламная поддержка продаваемых брендов, считает Роман Чокан, владелец компании «Евростандарт», поскольку информирование покупателей, популяризация марки на украинском рынке является основной задачей дистрибьютора, стремящегося повысить интерес конечного потребителя к представляемым им брендам. «Кроме того, крайне важно уделить больше внимания популяризации часов как товара вообще», говорит Роман, поднимая очень серьезный вопрос. Действительно, сегодня перед часовщиками стоит непростая задача – выделить свой товар среди других, пояснить покупателю, в чем привлекательность часов как аксессуара, подарка и т.п. Ведь конкуренция ужесточается не только внутри часового рынка, но и между отраслями.

Этот вопрос был поднят и на наблюдательном совете Часовой ассоциации Украины, проходившем еще в ноябре прошлого года. Члены ассоциации едины во мнении: совместными усилиями часовые компании способны преодолеть существующую сегодня непростую ситуацию на рынке. Ведь кризис это не только снижение продаж и упадок, кризис – это еще и время больших возможностей для перестройки бизнеса, время понимания, которое может сделать нас сильнее.

Елена Серебрянская, главный редактор журнала "Часы.Стиль и время" (Украина)

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №2-2009

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 2-2009 техника продаж