Рынок меняется, сегмент остается

Магазин Опыт работы магазина "Часы "Славы" показывает: часы российского производства по-прежнему остаются востребованными, и на них можно неплохо заработать

Читатели ЧБ уже знакомы с магазином "Часы "Славы" - мы дважды рассказывали о нем в 2006 году. Этот магазин, принадлежащий "Торговому дому "Слава", представляет собой совершенно уникальное явление: в нем продаются часы только российских марок. И на таком, казалось бы, специфическом товаре, он устойчиво демонстрирует рост выручки!

Что это – чудо? Руководитель компании, Павел Гранкин, считает, что такой результат достигается благодаря правильной концепции. Российские часы здесь продают не как неплохой доступный товар, а как достойный продукт, имеющий свой четкий имидж и историю. "Часы "Славы" показывает все лучшее из продукции отечественного часпрома. Подбор марок, разделение на несколько секций и созданный прямо в торговом зале мини-музей поддерживают имидж российских часов.

Плюс 33%
А живет и работает он очень не плохо. Несмотря на объективное сужение сегмента российских часов, "Часы "Славы" наращивает оборот. Если в 2006-м  выручка доходила до 3 000 000 рублей в месяц, то рекордные показатели 2007-го оказались на треть выше – более 4 000 00 рублей. "Спрос на российские часы остается достаточно высоким. Просто мало кто умеет продавать их. И когда в большинстве магазинов предложение сократилось, покупатель пришел к нам" - говорит Павел.

Опыт "Часы "Славы" начисто разбивает традиционное представление о покупателе российских часов как о малоимущем пенсионере. Действительно, один из залов ориентирован на массовые доступные часы, и его клиентура – это люди старшего поколения с не очень высоким достатком. Этот зал дает более 70 процентов всех продаж. А вот выручки он приносит чуть больше 20%. Основной оборот генерируют два других отдела, в которых представлены марки среднего ценового диапазона (дорогие модели "Спецназа", "Штурманские", "Денисов", Romanoff, Charm и другие) и ювелирные часы.

Клиенты эконом-зала чувствительны к цене и всевозможным поощрительным мерам. Поэтому для них предусмотрена специальная программа скидок – пенсионерам, ветеранам завода "Слава" и т.п. Дисконт не велик и изначально учтен при формировании базовой цены. Благодаря отсутствию в этом сегменте конкуренции, маржа на российских часах очень высока, и скидки не оказываются убыточными для магазина. Зато они дают покупателям столь ценимое ими ощущение заботы о себе, собственной значимости.

В магазине постоянно проводятся различные рекламные акций. Их названия весьма красноречивы: "Будильник на дачу", "Получи подарок", "Ручеек", "Вторсырье", "Вторые часы в подарок", "Скидки ветеранам" и т.п. На одной из витрин продаются комплектующие (стрелки, накладные цифры, механизмы) из которых рукастые и по-дизайнерски мыслящие люди легко могут сами создать часы для интерьера своего дома.

Магазин



В 2006-м Гранкин показал, что при правильном подходе отечественный товар может приносить неплохую прибыль. С тех пор прошло два года. Доля российских часов на рынке сокращается, ряд производителей вообще ушли со сцены. Как живет магазин сегодня?


В среднем зале картина иная. Большинство его клиентов приходит сюда, имея на руке часы швейцарских брендов, иногда – очень престижных. Они выбирают между "Спецназом", продукцией компаний "Восток-Европа", "Волмакс", Romanoff, "Торговый дом "Полет" и других. Некоторые представленные здесь марки крайне сложно, а иногда и не возможно найти в других местах. Российские часы для таких покупателей – или прекрасный вариант подарка, или способ проявить свою индивидуальность. Ведущие отечественные производители давно уже научились выпускать товар, не отстающий по качеству и дизайну от западного, и покупатели почувствовали это.

Около 15% клиентов магазина - иностранцы, которых привозят сюда целыми группами. Интересно, что у каждой страны оказываются свои предпочтения.  Так, китайцы выбирают часы в стиле милитари, а японцы и малазийцы чаще всего останавливаются на ярких сверкающих моделях Charm и Romanoff. А респектабельные американцы и европейцы оживленно выбирают самые недорогие модели, после чего настойчиво требуют скидки.

 

60 марок
Если спрос на российские часы устойчив, то ситуация с поставками оказывается более сложной. Ушла с рынка "Чайка" и ряд других брендов. Сегодня заменой "Чайке" выступает "Соло", но лишь отчасти. Спрос на традиционные угличские часы остается значительным, и магазин старается добыть "Чайку" всеми способами, иногда даже скупая остатки у других ритейлеров. Почти прекратились поставки "Рекорда". Отгрузки ряда других марок оказываются неритмичными, что приводит к неравномерным продажам.

Но на недостаток товара Гранкин не жалуется. Согласно концепции, в "Часы "Славы" должны быть представлены все доступные на рынке марки, поэтому здесь охотно работают со всеми производителями. А их как выяснилось, не так и мало: в ассортименте более 60 марок! Из "экзотики", которую в Москве больше нигде не найдешь, можно упомянуть марку СССР, выпускаемую в Германии нашим бывшим соотечественником Александром Шороховым, и шокирующие своей брутальностью часы "Водолаз".

Именно пополнение ассортимента помогает магазину динамично развиваться. Продажи марок, присутствовавших в ассортименте в 2006 году, за последние годы в сумме изменились незначительно. Рост же был достигнут преимущественно за счет расширения спектра предлагаемых брендов, и особенно – введения ювелирных часов. Здесь представлены золотые "Полет-Элита", "Мактайм", "Платинор", "Чайка", "Ника", "Слава", "Грифон", "Волга", ведутся переговоры с производителями марок "Золотое время", "Легенда" и "Александр Шорохов".



Анализ продаж показывает, что в целом спрос смещается от дешевых "народных" часов к более дорогим и интересным. Сегодня помимо "Славы", высокие продажи которой обусловлены расположением магазина, среди марок-лидеров можно выделить "Спецназ", продукцию "Торгового дома "Полет" (Charm, "Русское время, Pilot Time). А вот настенные модели приносят лишь 5% оборота магазина. Практически ушли в прошлое дешевые будильники.

Развивая направление престижных российских часов, в апреле компания открыла еще один магазин, который расположился в соседнем здании. В отличие от первого, он полностью посвящен более дорогим и ювелирным маркам. Благодаря различным акциям, сегодня практически все покупатели, посетившие основной салон "Часы "Славы", заходят и в новый. Суммарная выручка двух магазинов оказалась существенно выше, чем одного.

Одним из факторов, тормозящих продажи, Гранкин называет отсутствие рекламы и информации о марках. "Покупатель узнает о марках только у нас в магазине. Но и нам зачастую недостает элементарных информационных материалов, чтобы обучить продавцов" - говорит он. "Часы "Славы" стараются самостоятельно компенсировать все просчеты и недоработки производителей. Здесь по крупицам собирают информацию о марках и даже планируют выпустить собственную брошюру о российских часах. Но сложности есть в любом бизнесе. В случае "Часы "Славы" они компенсируются высокой маржой и хорошим оборотом.

Так может рано списывать со счетов российские часы? Конечно, создавать столь масштабные торговые площадки разумно не везде. Но думается, что в большинстве областных центров вполне могут успешно работать по одному магазину с похожей концепцией. Это подтверждает принадлежащий "Торговому центру "Слава" магазин в Санкт-Петербурге: по оборотам он несколько уступает московскому, но показывает очень хорошие продажи и рентабельность. Ведь причина успеха подобного магазина заключается не в названии или расположении торговой точки, а в концепции. Со всеми, кто хочет торговать российскими часами, Павел охотно готов делиться информацией и наработанным за два года опытом.

 



Находящееся здесь же окно приема сервисного центра дает гарантию надежности магазина. Большой поток людей в "народном" зале создает известность торговой точке, ведь ничего эффективнее "сарафанного радио" рекламщики пока не придумали.|

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Штурманские техника продаж Слава 3-2008 Charm Romanoff Денисов Спецназ