Рынок товаров роскоши: в погоне за здоровым сном

Российский рынок товаров роскоши можно назвать рынком здорового сна — такой вывод следует из очередной конференции «Российский рынок товаров роскоши», которую провела Франко-Российская торговая палата.

Конференция по российскому рынку роскоши стала традиционным мероприятием Франко-Российской торговой палаты — организации, которая помогает французским компаниям продвигать свои товары в России. Именно французские компании чаще всего стоят за элитным алкоголем, одеждой и многим другим. Но конференцию 2017 года от прошлых отличало преобладание представителей исследовательских и сервисных компаний и почти полное отсутствие собственно производителей/продавцов — от них был только вице-президент группы LVMH Россия Александр Четвериков.

Тема товаров роскоши достаточно скользкая уже в силу того, что нет четкого определения этого понятия. Среди собравшихся в зале были продавцы как яхт и недешевой недвижимости, так и 100-долларовых кофточек. Нет и единого критерия, кого считать достаточно богатым для потребления люксовых товаров и услуг. Еще более мутным является вопрос сколько же их, таких людей.

Говоря о трендах мирового рынка роскоши, представитель Euromonitor Ирина Кузасева своем докладе отметила, что компания считает обеспеченными домохозяйства с годовым доходом от $300 000. В мире таких 37 млн, из которых 17 млн приходится на в США. Катерина Якунькина («Ромир») привела оценки Росстата, по мнению которого высокодоходная группа составляет около 12% населения страны. Под «высоким доходом» официальный орган статистики подразумевает сумму в 35 тыс. руб. и выше на одного члена семьи в месяц.

Восприятие роскоши

Критерии собственно «Ромира» для занесения в богатые иные. Там считают, что истинные высокодоходники и потребители товаров класса люкс в своей численности не превосходят 1% населения. Оставшиеся 11% Катерина назвала «тяготеющими к роскоши», скорее даже к товарам премиум категорий. Они могут себе позволить одежду и аксессуары, премиальные продукты и алкоголь, но вряд ли яхты, самолеты и элитную недвижимость.

Согласно «Ромиру», в среднем по России граждане считают, что для роскошной жизни семья из 3х человек должна иметь доход в 1.6 млн рублей в месяц. Запросы москвичей выше — 2.5 млн. Два года назад, до девальвации, эти цифры были примерно в полтора раза ниже.

Управляющий директор Сбербанка, отвечающий за работу с VIP-клиентами, Денис Вальвачев, привел собственные критерии и оценки. К категории VIP в банке относят людей с большими суммами на депозитных счетах. Средняя сумма счета таких клиентов — 30 млн рублей. Людей, которые испробовали все и не нашли лучшего способа пристроить полмиллиона долларов, чем банально положить на сберкнижку, в России 170 000 человек. Прямо скажем: есть повод для оптимизма!

Вальвачев нарисовал демографический портрет своего клиента: средний возраст составляет 51 год (80% старше 35 лет), 75% живут в браке, 61% — мужчины. А также рассказал про их деление по источникам средств: 34% — топ-менеджеры, 36% — рантье и только 30% — собственники бизнеса. Наверное, именно такой срез следует считать правильным.

ПУСТИТЬ В РАСХОД

На что тратят деньги обеспеченные покупатели и что считается роскошью? В докладе «Ромира» были приведены две интересные диаграммы, касающиеся восприятия нашими гражданами понятия роскошь. Обе они позитивны для нашего рынка: часы заняли пятую строчку в списке товаров, относящимся к роскоши, пропустив вперед себя яхты, элитную недвижимость, частные самолеты и дорогие автомобили, а в рейтинге стран, ассоциирующихся с роскошью, Швейцария занимает второе место (первое — у ОАЭ). При этом самый известный роскошный часовой бренд Rolex занял лишь шестое место по спонтанной известности среди люксовых марок. Лидерами в этом вопросе стали автомобильные Rolls Royce, Bentley и Lamborgini.

На что тратят VIP-клиенты «Сбербанка» (доля в расходах)

Однако, по данным «Сбербанка», главной статьей трат являются вовсе не автомобили, а одежда: на нее приходится 21% всех расходов VIPов. Второе место занимают авиабилеты и отели, категория «ювелирные украшения», в которую входят часы, заняла четвертое место (6% расходов). Некоторые ориентиры ежемесячных трат на ряд направлений дает таблица 2, в ней украшения поднимаются уже на третье место.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

Здесь уместно добавить, что около 40% расходов по картам VIP-клиенты «Сбербанка» делают за рубежом, и перейти к обсуждению того, где именно оседают деньги за покупку люксовых товаров.

Существенная часть докладов на конференции была посвящена обсуждению темы интернет-торговли и, особенно — кросс-граничной торговли. По данным «Ромир», если оффлайновая торговля в 2016 году выросла всего на 1%, то цифровая — на 17%. В мире доля интернет в продажах люксовых товаров повысилась до 8%, особенно быстро растут покупки с мобильных устройств. Но в России эти процессы развиваются существенно медленнее, чем в мире в целом.

По словам Дарьи Ядерной, компания Y Consulting, исследования показывают, что доля покупателей, совершающих покупки за рубежом, составляет около 13%. При этом абсолютное большинство из них — клиенты Aliexpress. Людей, кто приобретает за рубежом действительно дорогие товары — около 4%. Цифра значительная, но не определяющая.

Средняя месячная транзакция на различные товары по премиальным картам «Сбербанка»

Наш покупатель пока вообще не приветствует онлайн покупки дорогих товаров. По словам Дарьи, ни одна компания, которая заявляла о намерении заниматься продажами люксовых товаров через интернет, не сумела показать тех результатов, которые были заявлены как целевые на старте проекта. Среди прочих она привела в пример Aizel.ru, который в 2015-2016 годах привлек огромные инвестиции, но сильно недотягивает до плановых цифр. При этом 20% выручки компании дает маркетплейс, в котором представлены российские товары ценой 15 000 рублей, а большая часть продаж иностранных марок приходится на предзаказы, когда сразу после премьеры коллекции клиент предоплачивает товар, поскольку только в этом случае он может стать его обладателем.

По словам Ядерной, Aizel — еще очень хороший пример, поскольку некоторые другие громкие проекты имеют продажи в 12 раз меньше запланированных. Онлайн-покупки люксовых товаров внутри страны она назвала «микроцифрами». Объем кросс-граничной торговли существенно больше, но и она абсолютно не влияют на общую картину на рынке. Наши покупатели действительно очень активно используют интернет как источник информации, в том числе о ценах, но непосредственно за покупками предпочитают приходить в реальны бутик.

Возможно, это связано с определенным недоверием к сети как каналу, и постепенно пройдет. Люксовые покупатели вообще не приемлют риск, очень отзывчивы на слухи и ограничения. Когда в 2014-2015 годах заговорили о введении ограничений на максимальную сумму зарубежных интернет-покупок, но в реальности не ввели никаких новшеств, продажи net-a-porte российским клиентам упали на 64%. Чтобы вернуться на прежние обороты, сайту потребовалось полтора года.

Извините, статьи доступны только зарегистрированным
пользователям TimeSeller.ru

Если Вы работаете в часовом бизнесе, то зарегистрироваться можно прямо сейчас!

Вы уже зарегистрированы на TimeSeller.ru? Пожалуйста, войдите на сайт.