Ремонт механизмов SEIKO и CITIZEN

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Типичные поломки и неисправности</span></span></p>

На нашем рынке механизмы марки Seiko представлены несколькими модификациями для мужских механических часов и одной - для женских.

Механизм SEIKO
На нашем рынке механизмы марки Seiko представлены несколькими модификациями для мужских механических часов и одной - для женских. Все еще можно встретить модели Seiko с устаревшими механизмами 7009 (17 камней) и 7019 (21 камень), на смену которым пришли калибры 7S26 (21 камень) и 7S36 (23 камня). Рассматривая Seiko, можно провести некоторые параллели с механизмами Orient, описанными в предыдущем выпуске журнала.
Кинематически механизмы обеих марок выполнены аналогично, хотя имеются и некоторые отличия. Так, в частности, в Seiko отсутствует мост автоподзавода и сам автоподзавод выполнен несколько иначе. Сравнивая механизмы Seiko и Orient, стоит отметить, что Seiko имеет более неприхотливый механизм автоподзавода. Даже в достаточно «древних» моделях редко можно обнаружить износ его деталей. Но, с другой стороны, этот узел очень критичен к смазке - зачастую часы не выхаживают положенного времени из-за загустевания смазки в эксцентрике, что сильно снижает эффективность подзавода.
Достоинствами Seiko можно назвать исполнение платины единым целым, а не «бутербродом», как в Orient'e. Отсутствие кнопки перевода дней недели - тоже положительная черта. Потому что, во-первых, меньше отверстий в корпусе - следовательно, часы лучше защищены от влаги, а во-вторых, механизм (это касается модели 7009) менее капризен благодаря тому, что в нем сокращено число рычагов.
В новых механизмах (7S26 и 7S36) конструкторы применили классическую систему корректировки календаря, заменив при этом металлические элементы на пластмассовые. Поэтому часы требуют более бережного отношения, особенно при установке времени и даты.
В часах спустя какое-то время может наблюдаться «вялый» ход, когда анкерный спуск работает нечетко. Одной из причин этого может быть разбалтывание отверстия под вал барабана. Отсюда - износ зубьев и опор осевых муфт. Исправить положение можно, стянув отверстия муфт барабана. Второй причиной нередко становится загустевание смазки, что мешает вилке перемещаться легко и свободно. В этом случае следует промыть налеты анкерной вилки и опорные камни моста. Seiko - одна из фирм, которые смазывают опорные камни анкерной вилки. При долгой эксплуатации часов смазка высыхает, мешая вилке четко работать.
Женский механизм Seiko имеет такие же недостатки, что и механизм Orient. Отличием их является лишь разное количество камней: в Seiko - 17. а в Orient - 21 камень.
Хочется надеяться, что количество сервис-центров Seiko в России в ближайшее время увеличится, и запчасти, особенно к новым моделям, будут более распространены и доступны.

Механизм CITIZEN
На нашем рынке механизм Citizen (автоподзавод, 21 камень, двойной календарь) достаточно распространен. В большинстве случаев он выпускается фабрикой MIYOTA. Это дочерняя фирма Citizen, занимающаяся разработкой и производством механизмов.
Характерной особенностью механизма фирмы Citizen (маркировку калибров на механизмах фирма почему-то не проставляет) является односторонний автоподзавод. Он менее эффективен, чем двусторонний, поэтому в моделях Citizen также установлен механизм ручного завода. Неопытные продавцы (доказывая этим свой псевдопрофессионализм) пытаются завести часы Citizen, слегка ударяя их боковой поверхностью о ладонь. Этого делать категорически нельзя! Следует пользоваться ручным заводом: двадцати оборотов достаточно, чтобы заставить часы идти; дальнейшее - дело автоподзавода.
Несмотря на кажущуюся сложность, механизм достаточно надежен. Он чуть более чувствителен к ударам, чем стандартные механизмы Seiko и Orient, так, при сильных ударах, как правило, ломаются оси анкерного и промежуточного колес.
Если вдруг часы заводятся только вручную, то, скорее всего, причина в том, что разболталось храповое колесо со свободным обратным ходом. Лучше, конечно, его заменить. Но можно попробовать иначе устранить дефект. Для этого специальным пуансоном в снятом с оси колесе надо уменьшить диаметр отверстия.
Секундные стрелки следует снимать двумя специальными «лапками» во избежание перекоса и неизбежно следующей за ним поломки оси секундного колеса.
Хочется отметить также несколько усложненный механизм корректировки даты. Колеса его выполнены из пластмассы, много пружинных элементов, и, как следствие, он достаточно капризен. Календарь часов также требует осторожности: число необходимо переключать аккуратно, не торопясь. Пружинные элементы в механизме сгруппированы в несколько деталей, поэтому при ремонте часов надо быть крайне осторожным: поломка даже одной пружины потребует замены всей детали.
Напоследок заметим, что при трясках и ударах часто откручиваются винтики крепления циферблата, попадая в механизм и блокируя его. Также ломаются заводные ключи - но здесь уже претензии надо предъявлять не к производителям механизмов, а к фирмам-сборщикам, которые допускают плохое крепление механизма в корпусе.
В следующих статьях мы перейдем к рассмотрению кварцевых механизмов с описанием наиболее характерных особенностей каждого из них, а также наиболее часто встречающихся поломок и способов из устранения. Нам очень интересно узнать ваше мнение по данному вопросу. Присылайте в редакцию свои советы, замечания и наблюдения.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №2-2001

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 2-2001