Повод задуматься

<p><font color="#808080" face="Verdana"><b>Отчет с конференции «Экономический кризис и возможные стратегии часовых компаний»</b></font></p>

17 февраля зал гостиницы «Университетская» собрал около 40 руководителей оптовых компаний. Впервые в истории привыкшие свободно обращаться со временем часовщики пришли на мероприятие без опозданий.

К мероприятиям, проводимым Ассоциацией участников часового рынка и издательством Watch Media, руководители компаний относятся с интересом и некоторой опаской. Впервые издательство организовывало конференцию в ноябре 2008-го – в самом начале первой волны финансового кризиса. И часовщики уже привыкли: как кризис – конференция, как конференция – ….

17 февраля зал гостиницы «Университетская» собрал около 40 руководителей оптовых компаний. Впервые в истории привыкшие свободно обращаться со временем часовщики пришли на мероприятие без опозданий. Точнее – минут на 15 раньше срока. Хотя главной целью мероприятия было заявлено стать площадкой для общения и обмена мнением о ситуации на рынке, стройные ряды слушателей ожидали начала в полной тишине, даже не переговариваясь друг с другом. Они молча взирали на будущих докладчиков, как бы говоря: «ну давайте же, открывайте нам тайное знание». Те в итоге не выдержали и начали мероприятие на несколько минут раньше назначенных 11:00.

Гостиница «Университетская» когда-то создавалась как филиал храма науки- МГУ. Теперь же она преобразовалась в филиал храма божьего – в паломнический центр РПЦ, о чем напоминали образа в углах и картины жития святых на стене конференц-зала. Под стать антуражу, открывавший мероприятие Вячеслав Медведев призвал финансово посодействовать организаторам акции – Ассоциации и издательству. «У нас как в церкви – кто сколько может, столько и жертвует» - сказал он. Взамен покупки свечек было предложено приобретать книги Издательства – они, как свечки, торчали красными обложками на столе у входа.

Первым микрофон достался Михаилу Каспарову (Protime Rus). Он начал речь осторожно, издалека, со времен рождения Христа. Оказывается, первый зафиксированный в истории финансовый кризис разразился в Римской Империи, которой не хватило средств чтобы оплачивать войну. Аналогия доставила. Анализируя перспективы пережить кризис, Каспаров привел два факта: только четырем процентам компаний удается просуществовать более 10 лет (а в зале сидели в основном представители фирм-стариков, которым по этому критерию уже пора отправляться к изображенным на стенах святым) и что выживание компании в кризис на 70% определяется решениями, принятыми задолго до начала кризиса, чаще всего несколько лет назад, на 20% случайными факторами, никак от организации не зависящими, и только на 10% - решениями, осознанно принятыми как меры борьбы с этим самым кризисом. Осознав бренность бытия и тщетность усилий, собравшиеся расслабились и стали внимательно рассматривать образа. К жизни их вернул только рассказ о компании «Коркунов», заставивший сглотнуть слюну: мало того, что продукция вкусная, так еще и бизнес, открытый в самый разгар кризиса – в 1999-м – через несколько лет был продан основателем за 300 000 000 долларов.

Взявший слово после Каспарова Вячеслав Медведев честно предупредил, что его доклад настолько длинен, что одолеть его за раз не хватит сил ни у слушателей, ни у него самого, а потому в середине придется сделать перерыв. В полном соответствии с названием «Ситуация на мировом и российском часовом рынке: имеющиеся проблемы и открывающиеся возможности» первые 40 минут он рассказывал о проблемах, а вторые – о возможностях. Правда, не о возможностях заработать, а о возможных стратегиях, позволяющих минимизировать потери.

Началось с викторины, когда присутствующим предлагалось угадать название валюты по графику изменения ее курса к американскому доллару в 2008-2014 годах. Угадавших не было – зато было немало изумившихся тем, что, оказывается, за этот период изрядно прыгали валюты даже мегастабильных в нашем понимании стран, жизнь в которых сопоставима с раем. Графики и итоговая «карта полушарий» наглядно показали, что российские проблемы ничто на фоне общегалактических, «заграница» нам не поможет, да и вообще - ничего хорошего от мировой экономики в ближайшем будущем ждать не стоит.

Зато прогноз курса рубля по Медведеву получился почти позитивный – в том смысле, что существенных отклонений от нынешнего он иметь уже не должен. А вот доходы населения, в отличие от цен, расти не обещают, и нам предстоит войти в новую экономическую реальность. «Когда караван разворачивается, последний верблюд оказывается первым» - привел он восточную пословицу. Верблюдом, который окажется последним после разворота экономики, будет наиболее активная часть населения, с 1990-х привыкшая зарабатывать на бизнесе, связанном с импортом. Именно эти люди понесут наибольшие потери. Кто-то из слушателей начал рисовать горбы в своем блокноте, видимо, примеряя на себя нелегкую жизнь корабля пустыни.

После верблюдов разговор повернулся в сторону животных гораздо более симпатичных. Слайд про положение на рынках одежды и обуви сопровождался фотографией маленького белого песца – с тем комментарием, что зверек собирается подрасти. По прогнозам специалистов одежного рынка, спрос вернется в их магазины только к концу года, когда население физически пообносится. Поднять цены пропорционально курсу валюты «одежники» не могут, будут останавливать закупки, а поредевший ассортимент на полках подтолкнет потребителя в сторону трансграничных покупок.

Поспешив обнадежить приунывших слушателей, Медведев привел пример растущего рынка: рынок аренды торговых площадей. В 2014-м в Москве было сдано в эксплуатацию в полтора раза больше площадей в ТЦ, чем суммарно за три предыдущих года, более 20 крупных ТЦ открылось в регионах. Немало новых объектов должно появиться в 2015-м. Помочь найти арендаторов им сможет разве что молитва – пустеть будут и имеющиеся моллы. При этом произойдет существенная дифференциация ТЦ на успешные и полумертвые. Однако повод для оптимизма нашелся и здесь: по прогнозам, арендодатели будут вынуждены привести ставки в соответствие с реальным уровнем спроса уже в ближайшие месяцы, соответственно, процесс закрытия магазинов затормозится.

Верный обещанию напугать проблемами, докладчик обратил особое внимание на изменения в российской медиасфере, которые едва ли не более опасны для часового рынка, чем падение доходов покупателей. Сокращение влияния глянцевой прессы и ряда других традиционных каналов плюс активная перестройка сознания государственными масс-медиа населения приводит к тому, что мы уходим от создававшегося двадцать лет «общества потребления». Покупатели даже при наличии доходов могут потерять желание приобретать роскошные, броские вещи, и повернуться в сторону более скромного потребления. Грустные лица собравшихся опять повернулись в сторону святых, проповедовавших скромность как добродетель, но тут докладчик объявил перерыв и призвал всех идти потреблять роскошный заморский продукт – кофе. Помещение опустело за мгновение.

После перерыва первой выступила Марина Чистякова – руководитель отдела маркетинга компании Alltime.ru. Аудитория интернет в России превышает 70 млн человек, и половина из них делают в сети покупки. Поэтому тема оказалась интересна присутствующим настолько, что они категорически не хотели отпускать Марину, задавая ей все новые и все более каверзные вопросы. Хотя возможно дело в том, что она была единственной дамой среди докладчиков. Или в том, что после рассказа о перспективах мировой экономики собравшиеся мечтали и сами уйти из реальности реальной в виртуальную. Мечты разрушил Борис Бойко («Северная часовая компания»), взявшийся отговаривать их от этой идеи и уверявший, что в интернете все плохо и ходить туда не нужно.

Его поддержал следующий выступающий - Дмитрий Лисов («Часовой бизнес»). В своем докладе «Стратегии по работе с розничной торговлей» он спрогнозировал, что в этом году многие ритейлеры и марки ринутся работать в интернет, обманувшись вроде бы низкими затратами, но через какое-то время бросят это направление как слишком сложное. По его мнению, при работе с розничными партнерами оптовики должны учитывать менталитет ритейлеров. Иллюстрацией этого менталитета стал довольный белый мешка, лениво распластавшийся на сугробе. Прогноз Лисова по розничной торговле оказался более чем оптимистичен: доля закрытых точек не превысит 30%, а может обойдемся и 20%, рентабельность будет колебаться около нуля. Однако фоторяд, состоявший из развалов восточного рынка и табличек «Аренда» на дверях магазина, навевал мысли грустные. Когда же речь зашла на тему «быть или не быть товарным кредитам», все 40 пар глаз дружно сверкнули огнем. Видимо, каждый из собравшихся вспомнил своих должников. Позитив внесла идея о том, что дистрибьютор должен помогать ритейлеру не деньгами, а прежде всего с эмоциями, формируя желание купить товар. И тут же самые бурные позитивные эмоции вызвал видеоролик, подготовленный издательством Watch Media: с конца прошлого года компания расширила сферу деятельности и, в частности, предлагает изготовление и размещение видеопрезентаций.

Радовалась аудитория недолго: микрофон вернулся к Вячеславу Медведеву. Вторая часть его доклада началась с тоста «имею возможность купить козу…» и слайда, на котором королева Англии явно приценивалась к этому животному. Зачем королеве коза и купила ли она ее, Медведев не пояснил. Вместо этого он провел экскурс о смене стадий развития общества от аграрного к сегодняшнему, которое предложил вместо информационного общества назвать эмоциональным. В рамках его теории, сегодня большинство населения занято производством эмоций, и главная функция часов заключается не в измерении чего-либо, а в том, чтобы дарить владельцу эмоции. Подход весьма позитивный, ведь потребность в эмоциях не исчезает, и пересытится ими нельзя.

С точки зрения часов как товара, способного дать эмоции, был приведен прогноз поведения потребителей: как клиентов люксового рынка, так и тех, кому в ближайшем будущем предстоит экономить. Приведенные данные ВЦИОМа показали, что перспективы часов выглядят в этой ситуации не так плохо: по данным социологов, будучи существом порочным и иррациональным, человек начнет экономить с вещей более насущных.

В списке возможностей, которые могут использовать часовые компании для роста, Медведев назвал все большее обособление российского рынка от мирового, что ведет к совершению покупок внутри страны, появление в ближайшем будущем новых групп клиентов, развитие новых каналов сбыта и переориентация на марки, которые в силу особенностей учета или договоренностей с производителями подорожают не так сильно. А для того, чтобы собравшимся было проще договариваться с поставщиками об особых условиях для России, Медведев привел несколько фактов о реальной ситуации на мировом часовом рынке. Судя по напряженному вниманию, многое из услышанного стало для гостей новостью, требующей осмысления, и позволяющей существенно повысить свои позиции на переговорах с иностранными производителями.

Кульминацией, ради которой и затевалось мероприятие, стала серия блиц-отзывов руководителей компаний о том, как видят ситуацию на рынке они. То ли повлияли предыдущие доклады, то ли атмосфера паломнического центра, но выступления были похожи на исповедь: никто не стремился приукрасить действительность, все честно говорили о проблемах. В сумме получилась такая картина: продажи марок, решивших выровнять цены до уровня реального курса валюты, замерли около абсолютного нуля, в целом рублевая выручка в магазинах сохраняется на хорошем уровне, растет средний чек и продажи через интернет, на волне патриотизма увеличивается интерес к моделям с отечественной символикой, доля закрываемых торговых точек уложится в 20%. Т.е. подтвердилось большинство прогнозов и выводов, прозвучавших в аналитических докладах. Примечательно, что никто из выступавших не говорил о сворачивании бизнеса – все явно или неявно были настроены на поиск возможностей.

Расходились гости в крепкой задумчивости. Мероприятие дало слишком много информации, требующей дальнейшего осмысления. Одновременно оно создало очень серьезный деловой настрой, что важно за месяц до выставки в Базеле, когда принимаются важнейшие решения. «Мы не будем жить так, как прежде, но будем жить. А вот как – нужно думать» - подитожил результаты руководитель одной из компаний по дороге в ресторан, где состоялась финальная, непротокольная часть конференции.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: конференция