Павел Гранкин («Верный ход»)

<p><span style="font-size: larger;"><strong><span style="font-family: Tahoma;">Часы не просто бизнес, а стиль жизни</span></strong></span></p>

О том, как обстоят дела в среде российских производителей часов, в интервью издательству «Часовая литература» рассказал Павел Гранкин (компания «Верный ход»).


Что происходит с кадрами в часовой отрасли, и что будет происходить в ближайшие 3-5 лет?

Сегодня картина безрадостная. Специалистов очень трудно найти. И, думаю, что через 3-5 лет, в силу преклонного возраста, тех специалистов, что еще остались в отрасли, может вообще никого не остаться.

Что делать в этой ситуации? Нельзя же строить бизнес, понимая, что через несколько лет все исчезнет?

Мы пытаемся искать желающих работать в часовой отрасли среди молодежи. Набираем людей на специальности сборщиков, мастеров по ремонту для обеспечения сервисных центров. И, даже с учетом того что профильные профтехучилища закрыли, наберется какое-то количество людей, которые будут все равно заниматься ремонтом часов, просто по своему призванию. Для сервисных центров людей найти можно, тем более, что сейчас потянулись люди из СНГ, готовые работать мастерами. У себя они получают очень мало. К примеру, один мастер говорил мне, что если он попросит у себя на родине за ремонт часов рублей 70, на него посмотрят как на сумасшедшего. Или часто бывает, что приносят часы, но потом отказываются платить за ремонт. Часовому мастеру в депрессивных регионах не выжить.
Тем не менее, трудно найти сотрудников среди молодых, или даже людей средних лет. Все мастера в возрасте от 30 до 40 лет появляются крайне редко. Хотя с ростом рынка услуг в целом, думаю, и людей станет больше.

Какая примерно зарплата у сборщика часов в Москве?

В районе 25-40 тысяч рублей.

И насколько квалификация, требуемая для работы сборщика, отличается от квалификации, нужной для работы мастера?

При необходимости можно и мастера на какие-то сборочные операции посадить. Вот только мастерам это не нравится. Ремонтник видит себя более квалифицированным и более высокооплачиваемым специалистом, он претендует на большую зарплату в силу того что может отремонтировать очень широкий спектр часов. Зарплата сборщика его не устроит. Поэтому мастеров направляют на сборочные операции только в крайнем случае, когда, скажем, идут срочные заказы, людей, как правило, не хватает и у мастера появляется реальная возможность подзаработать за счет повышенных расценок.

Возможно ли какое-то объединение часовых производителей? Ведь мощностей каждой отдельной компании явно не достаточно...

Безусловно, мы ищем пути. В частности обсуждали этот вопрос с Сергеем Перетятько (генеральный директор «Заря-Тайм» – Timeseller). Было бы интересным перевести часть сборочных операций на его мощности. Но с другой стороны, каждый хочет зависеть только от себя, опасаясь значительного снижения качества сборки, увеличения сроков сборки и испытания собранных часов. Но больше всего пугает возможность неуправляемого роста себестоимости продукции.

А в розничной торговле возможно какое-либо объединение?

Тоже теоретически возможно, но полноценным объединением это не станет. Слишком разное понимание принципов ведения бизнеса, слишком разные стандарты, различное видение. Каждый сам себе режиссер.
Для многих это не просто бизнес, а определенный образ жизни. Каждый проповедует свой стиль и это хорошо, иначе не было бы у каждого своего лица.

То есть это не только источник доходов, это такое самовыражение?

Конечно! Кисло станет, если ты подходишь к своему занятию как к банальному выкачиванию денег. Деньги могут быть, а могут и не быть, поэтому многие предприниматели занимаются дополнительными проектами, не полагаясь на один только часовой бизнес.

Другие российские производители – это коллеги или конкуренты?

Это индивидуальное восприятие каждого участника часового рынка. В моем представлении, скорее всего коллеги. Формат розничной сети «Русские часы», реализуется исключительно на партнерской основе, я бы эти отношения сравнил бы с отраслевым клубом. Мы кооперируемся внутри отрасли, зависим друг от друга. Когда мне нужно сделать что-либо эксклюзивное, какие-то украшения на циферблат или лазерную гравировку, я размещаю заказы у коллег. Циферблаты мы тоже не сами печатаем, зачем мне держать целый цех под эту операцию. Таким образом, между российскими производителями идет постоянное взаимодействие.

Можете ли вы сравнить условия производства в России и в Китае?

Сложный вопрос. Технология примерно везде одинакова. Но если мы говорим о производственных компаниях в Китае, то, безусловно, это уже давно отсегментированный рынок. У них невероятно развита кооперация, и каждый делает какой-то небольшой набор операций. И часовые компании зачастую трудно назвать часовыми. Потому что, например, фирмы, занимающиеся производством корпусов для часов, одновременно могут делать корпуса и для мобильных телефонов или изготавливать сантехнические детали. Или на том же оборудовании отливают и обрабатывают какие-то детали для мебельных фабрик. А те, кто владеет высокими технологиями, например, изготовлением сложных металлических корпусов или керамических деталей, обслуживают практически весь мир, в том числе и швейцарские компании.

Какие компании преобладают у нас?

Есть компании разных типов. Компании с «полным производственным циклом» остались в далеком советском прошлом. Мировая отраслевая кооперация привела к тому, что даже компании, сохранившие у себя необходимое оборудование, предпочитают закупать комплектующие и механизмы на специализированных производствах, так дешевле, да и качество выше. По этой причине большинство компаний занимаются сборочным производством. Учитывая специфику различной технической культуры у нас и за рубежом, задача далеко не из простых.
Брендовые компании очень похожи, что у нас, что за рубежом: есть набор товарных знаков, компания разрабатывает дизайн, размещает заказы на производство, формирует сток, занимается продажей. В производственные вопросы, как правило, сильно не углубляется, разве что гарантийное обслуживание и сервис. Такие компании можно больше отнести к торговым организациям.

Кто сейчас делает дизайн для российских марок?

Что-то конечно выбирается из предложенного подрядчиком, но даже если выбор пал на эскиз стороннего разработчика, то обязательно адаптируется дизайн часов к реалиям российского рынка. Придаются соответствующие родовые признаки торговой марки, циферблаты отрабатываются с учетом спроса на российском рынке. И есть своя команда дизайнеров в России, у нас имеются достаточно глубокие серьезные проработки по маркам «Слава», «Держава» и «Petroff», но особенно для марки «Спецназ».
Результат того стоит. Собственные марки и наших партнеров: «Романофф», «Шарм», «Seconda», «Русское время» и др. показывают феноменальную ежемесячную оборачиваемость - выше 200%!

Где лучше вести бизнес, здесь или в Китае?

Тоже не просто ответить, везде своя специфика. Я постоянно общаюсь со своими партнерами, которые то и дело пытаются запускать различные проекты. Но сегодня сложилась очень непростая ситуация особенно для гонконгских владельцев китайских компаний. Государство заняло достаточно жесткую позицию, предъявляются высокие требования по минимальной оплате труда, по условиям, которые должны обеспечить работодатели. Например, в южных провинциях, где сконцентрированно основное производство минимальная оплата труда – около 300 долларов. Плюс ко всему должно быть обеспечено бесплатное проживание, трехразовое питание, кондиционер, телевизор, большой социальный пакет, 7 видов страховки. И все это за счет работодателя. Как результат: фабрики в этом году удалось укомплектовать рабочими только на 30-40%. На огромной китайском рынке труда больше нет людей, только в провинции Гуандун им не хватает свыше 30 млн человек.

Есть расхожий стереотип, что российские часы покупают только те, у кого денег совсем нет. И в основном пожилые люди, кто помнит еще СССР. Справедливо ли это утверждение?

Я так никогда не считал. Российские часы покупают в большей степени люди в экономически активном возрасте, от 30 до 50-ти лет. Срабатывает патриотический настрой и историческая память. Есть такие, кто реально хочет поддержать российское производство. Но молодежи среди покупателей и вправду не так много. Часы часто покупают в качестве сувенира, уезжая за границу. Мы уже привыкли, что среди покупателей большой процент иностранцев, они традиционно привыкли везти из России не только матрешек, янтарь, икру, но и часы! В рознице Москвы и Санкт-Петербурга до 30% от всего стока российских марок покупается иностранцами.

Есть ли будущее у российских часов?

Я считаю, что перспективы хорошие. Россия традиционно во всем Мире считается часовой державой. На протяжении двадцатого столетия стране долго удавалось сохранять позиции мирового лидера часовой отрасли. Конечно, этому способствовала и политическая коньюктура и особенности советской экономики, мировые экономические кризисы. Именно СССР заложил основы часовой отрасли КНР, именно «лихие» 90-е создали в нашей стране культ швейцарским маркам. Правительство новой России не сумело вовремя остановить разорение часовой отрасли, утратив стратегически важное направление - производство прецезионной микромеханики.
Мы видим, как легко сегодня китайский производитель заполняет практически все товарные ниши. Часов с китайскими марками пока нет на наших прилавках. И не из-за того, что есть швейцарские или корейские марки, а из-за того что есть российские. Отношение у населения к российским часам значительно лучше, чем к российским телевизорам или машинам. Поэтому существующая на часовом рынке прослойка российских марок успешно сдерживает экспансию китайских брендов.
 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью Павел Гранкин Верный ход