"Михаил Москвин":

<font face="Verdana" color="#808080">на пути к качеству</font> Михаил МосквинСогласитесь: отечественные производители чего бы то ни было не часто балуют нас высоким качеством продукции. А на замечания о возникающем порой браке чаще всего отвечают "А что вы хотите? Это же производство!". На этом фоне резко выделяется отношение к качеству продукции, сложившееся на часовом заводе "Звезда".

Михаил МосквинПервый блин
Согласитесь: отечественные производители чего бы то ни было не часто балуют нас высоким качеством продукции. А на замечания о возникающем порой браке чаще всего отвечают "А что вы хотите? Это же производство!". На этом фоне резко выделяется отношение к качеству продукции, сложившееся на часовом заводе "Звезда".

Производство настенных часов в корпусах из дерева в Угличе было запущено в 1999 году. Тогда руководителям компании казалось, что все просто: Углич край славен своими мастерами и в часовом деле, и резчиками по дереву, а фирма имела хорошую сбытовую сеть по всей стране. Соедини эти слагаемые – и успех обеспечен. В жизни все оказалось сложнее.

Механизмы, выпускавшиеся по немецкой лицензии в Орле, не обеспечивали желаемой надежности. Серийное производство часовых корпусов потребовало совсем иных технологий и специалистов, чем традиционные народные промыслы. В результате росли возвраты бракованной продукции от покупателей и из магазинов, а себестоимость оставалась значительно выше запланированного уровня.

Большинство производителей в этой ситуации подлатали бы особо критичные участки производства да ужесточили условия приема брака от магазинов. На "Звезде" поступили иначе: руководители компании сочли первый опыт неудачным и остановили полностью производство. Но не навсегда, а на год. Именно столько потребовалось угличской фирме, чтобы полностью переоснаститься и перейти к выпуску совсем иной продукции.

От делянки до упаковки
С современными подходами к управлению качеством продукции руководители "Звезды" знакомы не понаслышке. Ведь все они работали на Угличском часовом заводе, который первым в России получил сертификат ISO 9001. Поэтому проектирование будущего качества начали с анализа производственного процесса.

Каждый этап был внимательно изучен, определены требования к тому, что и какого качества должно поступать на входе и какое изделие получаться на выходе. После этого "Звезда" как компания и как завод были спроектированы и построены заново с учетом всех необходимых требований для обеспечения качества продукции.

Здесь поменяли все – от торговой марки до цехов. В 2003-м компания приобрела права на известную в дореволюционной России марку "Михаил Москвин". Вместо арендованных помещений, которые были и дороги, и неудобны для размещения современного производства, компания построила капитальное здание площадью около 3000 метров. Дополнительно к этому была выкуплена производственная база неподалеку от города, где сейчас работают шесть сушильных камер и идет первичная обработка материала.

Вызывавший нарекания орловский механизм заменили на современный, бесшумный с плавающей стрелкой. Были подобраны клеи, которые вместе с новой технологией соединения деталей позволили избавиться от рассыхания и коробления деревянных корпусов. Современные лаки и краски не просто сделали продукцию более привлекательной, но и защищают дерево от атмосферной влаги и других негативных эффектов.

Еще один интересный факт: созданный собственный отдел дизайна в качестве первой задачи получил не создание новых моделей часов, а разработку упаковки. Причина столь странного смещения акцента – все та же борьба за качество. Упаковка – это не только красивая обертка к товару, но и контейнер, обеспечивающий сохранность часов при транспортировке. Производство часов в корпусах из дерева значительно сложнее, чем традиционных пластмассовых тарелок. И дело не только в разных технологиях, трудоемкости и стоимости исходного материала.

В отличие от пластика, деталь из которого не меняет своих свойств в процессе эксплуатации, дерево всегда остается немного живым. Оно способно впитывать влагу и рассыхаться, менять цвет под воздействием солнечных лучей и т.п. Поэтому вопросами обеспечения качества корпусов здесь занимаются всерьез. Все начинается с выбора материалов.

На "Звезде" используют в основном российскую древесину. Большинство моделей делаются из местной березы, т.к. именно она обеспечивает необходимую твердость. Резные же часы изготавливают из более мягкой и податливой липы. Но дерево дереву рознь: в зависимости от климата и даже места, где оно выросло, структура материала может меняться. Поэтому специалисты "Звезды" тщательно изучают места вырубки своего будущего материала.

Так, липа закупается только в краснодарском крае, а березу используют исключительно ту, что выросла на холмах и пригорках, где нет излишней влаги. После строгого контроля пиломатериал отправляется в сушильные камеры. И лишь затем поступает на участок деревообработки, где сначала делают заготовки отдельных деталей, а затем собирают из них корпуса.

Цеха оснащены по большей части импортным оборудованием, которое обеспечивает необходимую точность изготовления деталей. Все собранные часы поступают в КИС (контрольно-испытательную станцию), где проходят 48 часовое тестирование, и затем – на склад. Складские помещения спроектированы так, чтобы поддерживать постоянный уровень влажности. И даже автотранспорт, на котором компания доставляет товар клиентам, также был недавно обновлен: ведь такая мелочь, как худой тент автомашины может привести к порче товара.

Михаил МосквинПродолжая традиции
При более чем серьезном отношении к качеству "Звезде" удается держать цены на приемлемом уровне. Внимательно изучив опыт зарубежных коллег, здесь не стали полностью переходить на западные технологии производства. Европейские фабрики ориентированы на использование более дорогой и качественной древесины. В наших условиях это привело бы или к повышению цены на исходные материалы, или большим потерям при отбраковке и, как следствие, к многократному росту цены.

Европейский покупатель спокойно может выложить за понравившиеся часы сотню-другую евро. "Звезда" же уверенно вписывается в допустимую для наших людей стоимость. Сегодня на "Звезде" работают около 200 сотрудников, из них 130 - непосредственно на производстве. Ежемесячно здесь выпускается около 20 тысяч настенных часов. Помимо этого, делают множество другой продукции из дерева: футляры для часов, ювелирных изделий, сувениры.

А недавно компания начала выпуск наручных часов под маркой "Михаил Москвин". Соответственно, появилось еще одно подразделение – сборочный цех, укомплектованный лучшими работниками завода "Чайка".

Производство растет, и в планах – строительство еще одного цеха на 1500 метров, запуск участка по изготовлению корпусов наручных часов. Так что "Звезда" постепенно перехватывает эстафету традиций угличских часовщиков у "Чайки".

Конечно, "Звезде" было бы трудно добиться такого роста без поддержки местной администрации. Власти Углича стараются развивать город не только как туристический центр, но и сохранить промышленную базу. Поэтому они идут навстречу предпринимателям, помогая решать вопросы с теми же производственными площадями. На что коммерсанты отвечают увеличением оборотов и числа сотрудников. А 200 человек, которые работают на "Звезде" - значительная цифра в маленьком Угличе.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 1-2007 Звезда