Как защитить себя

<font color="#808080" face="Verdana">От налоговой инспекции?</font> НалогиПродолжение публикации материалов брошюры Геннадия Смирнова «Как защитить себя?»
Мы продолжаем публикацию (с незначительными сокращениями) материалов брошюры Геннадия Смирнова «Как защитить себя?», начатую в 1-2 «Часового бизнеса».
Проверка налоговой инспекцией
В ходе осуществления деятельности предпринимателям, как правило, не избе­жать проверок со стороны налоговых органов. Их права определены в статье 7 Закона РФ «О налоговых органах Россий­ской Федерации», в соответствии с кото­рой государственным налоговым органам предоставляется право:
В органах государственной власти и в органах местного самоуправления, орга­низациях у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства... произво­дить проверки денежных документов, бух­галтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; полу­чать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих тайну, определяемую в установленном законом порядке.
Налоги
Контролировать соблюдение законо­дательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью...
Получать от предприятий..., а также от граждан с их согласия справки, доку­менты и копии с них, касающиеся хозяй­ственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налого­обложения.
Обследовать с соблюдением соответ­ствующих правил при осуществлении сво­их полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места нахождения произ­водственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан...
Требовать от руководителей и других должностных лиц... , а также граждан уст­ранения выявленных нарушений законода­тельства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
Приостанавливать операции предпри­ятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках... в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бух­галтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связан­ных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствую­щие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным про­изводством осмотра документов, фикса­ции их содержания. Объем и состав изы­маемых документов определяется инструк­цией Главной государственной налоговой инспекции. Основанием для изъятия соот­ветствующих документов является пись­менное
мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
Применять к предприятиям... и граж­данам финансовые санкции.
Взыскивать в бюджет недоимки... с предприятий... в бесспорном порядке, а с граждан — в судебном.
Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься инди­видуальной трудовой деятельностью.
Кроме того, права и обязанности сотруд­ников налоговых органов, а также порядок осуществления ими проверок и привлече­ния лиц к ответственности установлен НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ (далее — НК РФ), первая часть которого была введена в действие 01 января 1999 г.
Полезно знать
2.1 Налоговый инспектор, направлен­ный для проверки объектов торговли (выездная проверка), обязан иметь поста­новление на проверку, подписанное руко­водителем налогового органа и составлен­ное по определенной форме (Приказ Министра РФ по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. №ГБ-3-16/67). В случае, если налоговый инспектор, направленный для проведения выездной проверки, не имеет постановления на проверку, подпи­санного руководителем налогового орга­на, то, следовательно, такой налоговый инспектор НЕ УПОЛНОМОЧЕН проводить выездную проверку. А раз не уполномо­чен, то в соответствии со ст. 21 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе не исполнять незаконные требования такого проверяющего. Запрещено повторно про­изводить проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплачен­ным налогоплательщиками за уже прове­ренный налоговый период. То есть, если налоговая инспекция проверяла вас на предмет правильности уплаты вами подо­ходного налога за 1998 год, то повторно проверять правильность уплаты вами подо­ходного налога за 1998 год, даже, если появились на то некие «основания», нало­говая инспекция не имеет права. Однако следует иметь в виду, что повторную про­верку может провести налоговая полиция (см. «Проверка налоговой полицией»).
2.2 Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. При этом он имеет пра­во произвести выемку (изъятие) докумен­тов на основании письменного мотивиро­ванного постановления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции. Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор проверять не уполномочен (правило 2). А давать право­вую оценку таким документам, как серти­фикаты, также не имеет права. В то же время налоговый инспектор имеет право истребовать у налогоплательщика такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, тетрадь (книгу) учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, контрольную кассовую ленту и т.п. Истребование, выемку и изъя­тие документов налоговый инспектор обя­зан осуществлять в порядке, установлен­ном ст. 93 и 94 НК РФ. Это очень важные для налогоплательщиков статьи, поэтому приведем их содержание полностью.
Статья 93. Истребование документов
1. Должностное лицо налогового орга­на, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого нало­гоплательщика, плательщика сбора, нало­гового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налого­вому органу в пятидневный срок. Доку­менты представляются в виде заверенных должным образом копий.
2. Отказ налогоплательщика, платель­щика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при прове­дении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонару­шением и влечет ответственность, предус­мотренную статьей 126 настоящего Кодекса. В случае такого отказа должно­стное лицо налогового органа, проводя­щее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в поряд­ке, предусмотренном статьей 94 настоя­щего Кодекса.
Статья 94. Выемка документов и пред­метов.
1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивирован­ного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соот­ветствующего налогового органа.
2. Не допускается производство выем­ки документов и предметов в ночное вре­мя.
3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выем­ки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о про­изводстве выемки и разъясняет присутст­вующим лицам их права и обязанности.
Налоги
4. Должностное лицо налогового орга­на предлагает лицу, у которого произво­дится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должност­ное лицо налогового органа вправе сде­лать это самостоятельно, избегая причине­ния не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
 
6. О производстве выемки изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, пре­дусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоко­ле выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.
 
8. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплатель­щиков и у налоговых органов есть доста­точные основания полагать, что подлинни­ки документов будут уничтожены, сокры­ты, исправлены или заменены, должност­ное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предус­мотренном настоящей статьей. При изъя­тии таких документов с них изготавлива­ют копии, которые заверяются должност­ным лицом налогового органа и передают­ся лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъ­ятием документов налоговый орган пере­дает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъя­тия.
9. Все изымаемые документы и пред­меты предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выем­ки, и в случае необходимости упаковыва­ются на месте выемки.
10. Копия протокола о выемке доку­ментов и предметов вручается под распис­ку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Необходимо обратить внимание на сле­дующее:
истребованные документы налогопла­тельщик обязан передать налоговым орга­нам в виде надлежащим образом заверен­ных (в том числе и самим налогоплатель­щиком) копий документов;
при выемке документов налоговыми органами изымаются надлежащим обра­зом заверенные (в том числе и самим налогоплательщиком) копии документов;
при изъятии документов налоговые органы изымают подлинники документов, оставляя при этом налогоплательщику копии, заверенные уполномоченным лицом налогового органа.
Однако на практике налоговые органы часто принимают у налогоплательщиков подлинники истребованных документов, не оформляя данное действие должным образом. Так вот, если вы передали в налоговый орган, а налоговый орган у вас принял подлинники документов, то в силу ст. 94 НК РФ налоговый орган произвел ИЗЪЯТИЕ документов. А, следовательно, он должен произвести все действия, пре­дусмотренные на этот случай в ст. 94 НК РФ. Если налоговый орган эти действия не исполнил, то изъятые им документы не могут быть положены в основу доказа­тельства вины налогоплательщика, т.к. получены с нарушением закона. Ссылка налоговых органов на то, что налогопла­тельщик якобы добровольно передал налоговому органу подлинные документы, и поэтому не было произведено оформле­ние этого действия в порядке ст. 94 Н К РФ беспочвенна, т.к. подлинные докумен­ты налоговый орган может только ИЗЪ­ЯТЬ в установленном законом порядке.
2.3 Некоторые налоговые инспекторы при проверке тетради (книги) учета инди­видуального предпринимателя требуют ежедневного выведения ассортиментного остатка товара (т.е. требуют, чтобы пред­приниматель ежедневно указывал в тет­ради остаток каждого в отдельности вида товара). Такие требования сотрудников ГНИ неправомерны. В торговле ведется непрерывный суммарный учет товаров, а не количественный. Отчет в торговле составляется с учётом стоимости товаров, реализация выражается в денежном выражении (выручка) (для этого, напри­мер, у предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККМ, существует кассовая книга или кассовый журнал) и остаток выводится в денежном выражении. Для установления остатка в количественном выражении проводится инвентаризация (учет) товаров. В соответ­ствии со ст.4 закона РФ «О бухгалтер­ском учете» индивидуальные предприни­матели обязаны вести бухгалтерский учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. В то же время п.65 Инструкции ГНС «Поприменению закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» установлено: «Физичес­кие лица, доходы которых подлежат нало­гообложению на основании деклараций о доходах и расходах, обязаны: а) ежеме­сячно вести в течение календарного года учет полученных ими доходов и произве­денных расходов, связанных с получени­ем этих доходов. (в ред. Изменений и дополнений N6, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 26.02.98 N АП-3-08/28)». Таким образом, исходя из смысла вышеизложенного, можно сделать вывод, что индивидуальные предприни­матели должны проводить учет товаров один раз в месяц.
2.4 В соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ «О применении кон­трольно-кассовых машин при осуществ­лении денежных расчетов с населени­ем» на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на пред­приятия и физических лиц за наруше­ние этого закона. Одной из самых рас­пространенных ошибок при работе на кассовых аппаратах является выдача продавцом чека после того как получе­ны деньги и выдан товар. Рекомендуем выдавать чек покупателю (если, конеч­но, вы его пробиваете) до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечет штраф в размере 10 мини­мальных оплат труда. Постановлением Конституционного суда РФ от 12 мая 1998 г. №14-П штраф за неприменение кассового аппарата, установленный абзацем 1 ст. 7 Закона РФ «О примене­нии контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в размере 350 минималь­ных оплат труда признан не подлежа­щим применению. Поэтому в настоящее время к лицам, не выдавшим чек поку­пателю, применяются штрафные санк­ции в соответствии со ст. 146-5 КоАП РСФСР* в размере от 50 до 100 мини­мальных оплат труда (МОТ). Причем к ответственности может быть привлечен либо продавец, либо предприятие (индивидуальный предприниматель), за которым зарегистрирован кассовый аппарат. На практике имеют место слу­чаи, когда налоговые органы сознатель­но хитрят и, установив факт невыдачи чека продавцом, т.е. действие, за кото­рое предусмотрена ответственность абзацем 5 статьи 7 Закона 54 «О при­менении контрольно-кассовых машин... » (штраф - 10 МОТ), применяют положе­ние абзаца 1 ст. 7 данного закона или ст. 146-5 КоАП РСФСР (штраф — от 50 до 100 МОТ). По этому поводу Высший Арбитражный Суд РФ в информацион­ном письме от 30.09.1996 г. № 7 ука­зал: «... в случае установления факта нарушения вышеуказанного закона должна применяться та штрафная санк­ция, которая предусмотрена законом за этот состав правонарушения...».
Налоги
А это означает, что налоговая инспекция обязана доказывать, что был совершен именно тот вид нарушений, в отношении которого составлен акт. Сам по себе акт доказательством не являет­ся. Поэтому налоговая инспекция обя­зана использовать свидетельские пока­зания, ваши объяснения и др. А как ранее было уже сказано, вы имеете право не давать объяснений. Так что делайте выводы сами. И, наконец, штрафные санкции за нарушение зако­на РФ «О применении ККМ... » могут быть принудительно взысканы с физи­ческих лиц только по решению суда.
В доказательство этого приведем выдержку из письма Генеральной Про­куратуры РФ по делу гражданина П., в отношении которого Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Астрахани вынесла Постановление о взыскании штрафа в размере 4174 руб. 50 коп. в административном порядке и пыталась данный штраф взыскать без решения на то суда, передав Постановление напрямую судебному приставу-исполни­телю. Итак, Генеральная Прокуратура РФ в письме от 27.09.99 №37/1-529-99 указала: «...Когда речь идет об админи­стративных правонарушениях, то дейст­вуют правила, предусмотренные КоАП РСФСР. Согласно этому Кодексу накла­дывать административное взыскание могут не только суды, но и многие кон­тролирующие и правоохранительные органы... При этом установлено, что взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке...».
2.5 С 1 января 1999 г., после введе­ния в действие первой части НК РФ в отношение налогоплательщиков впервые на законодательном уровне был уста­новлен принцип презумпции невиновнос­ти. В настоящее время в соответствии с нормами п.6 ст. 108 НК РФ бремя дока­зывания наличия факта и обстоятельств правонарушения, а также вины налого­плательщика, в его совершении возлага­ется на налоговые органы. Отказ нало­гоплательщика в доказывании своей невиновности не может повлечь никаких негативных последствий. Кроме того, п.3 ст. 5 НК РФ устанавливает обратную силу действия Налогового Кодекса РФ, т.е. в отношении правонарушений, воз­никших до введения в действие НК РФ (до 01.01.1999 г.). При таких обстоятель­ствах налоговые органы обязаны приме­нять нормы НК РФ в том случае, если это выгодно (степень ответственности меньше) налогоплательщику, т.е. сумма штрафа меньше или обстоятельства совершения правонарушения не могут быть признаны таковыми с точки зрения НК РФ. В иных случаях применяются положения законодательства, действую­щего на момент совершения правонару­шения.
2.6 Следует знать, что НК РФ установлен порядок взыскания налоговых платежей и штрафов как с физических,так и с юридических лиц. При этом с физических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени и налоговые санкции (штрафы) могут быть взысканы исключительно в судебном порядке (ст. 45, 48, 104 НК РФ), если физические лица не исполнили соответствующее постановление налогового органа в добровольном порядке. А с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени могут быть взысканы в бесспорном порядке не позднее 10 дней с момента вынесения соответствующего постановления налогового органа и в случае, если юридическое лицо в данный период не подало в арбитражный суд иск о признании недействительным постановления налогового органа о выявленных недоимках по налоговым платежам и пени (ст. 46 НК РФ). Налоговые санкции (штрафы) могут быть взысканы с юридических лиц только в судебном порядке (ст. 104 НК РФ), если юридическое лицо не исполнило в добровольном порядке соответствующее постановление налогового органа.
2.7 Статьей 115 НК РФ значительно уменьшен срок исковой давности для взыскания налоговых санкций с налого­плательщиков. Теперь налоговые орга­ны обязаны обратиться в соответствую­щий Арбитражный суд с исковым заяв­лением о взыскании штрафных санкций в течение 6 месяцев с момента актиро­вания правонарушения (в первой редак­ции НК РФ был установлен срок 3 месяца, но наши «любимые» депутаты почему-то посчитали его слишком коротким и увеличили в два раза). Обратите внимание: не с момента выне­сения Решения о привлечении наруши­теля к ответственности, а с момента выявления нарушения, т.е. с момента составления акта. Если налоговые орга­ны пропустят срок, установленный ст. 115 НК РФ (6 месяцев), то налоговые органы теряют право взыскать штраф­ные санкции с налогоплательщика. Однако этот срок не относится к выяв­ленным недоимкам по налогам и сбо­рам, а также пени. Налоговые платежи и пени налоговые органы могут взыски­вать с налогоплательщика в течение 3 лет с момента возникновения недоимок
(ст. 11 НК РФ).
2.8 Следует знать, что НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ могут привлечь лиц к админист­ративной и налоговой ответственности на основании НК РФ, закона РФ «О налого­вых органах РФ», КоАП РСФСР, закона РФ «О применении ККМ...», Указа Прези­дента РФ от 23.05.1994 г. №1006.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2002
 
 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство