Исход из Базеля

Новость про отказ Swatch Group от участия в Baselworld заставила часовой мир в выходной вспомнить о работе. Swatch Group – крупнейший производитель часов и крупнейший участник выставки в Базеле, оправданно занимающий на ней центральную часть. Именно его 18 брендов являются одним из магнитов, притягивающим на мероприятие десятки тысяч посетителей. Исчезновение столь важного экспонента – серьезнейший удар по выставке, что и породило очередную волну разговоров о ее судьбе. Но мне кажется, что участникам рынка стоит беспокоиться вовсе не об этом.

Что побудило главу Swatch Group заявить о том, что больше не считает выставку в Базеле полезной? Первая версия – большие расходы: вместе с транспортом и проживанием персонала, Baselworld обходилась группе в 50 миллионов франков. Сумма огромная, она больше, чем оборот многих часовых брендов. Но вряд ли деньги являлись решающим фактором.

За 2 недели до сенсационной новости Swatch Group опубликовало другую: о рекордном росте продаж и прибыли в первом полугодии. Продажи увеличились на 14,7%, прибыль – на 66% до 468 млн франков. Другими словами, деньги у Хайека есть. В масштабах концерна с оборотом под 9 миллиардов франков 50 миллионов не столь значимая сумма. Тем более, что встречаться с клиентами все равно нужно, и вместо выставки придется тратиться на другие мероприятия. Не факт, что в итоге сумма окажется меньше.

Версия про попытку выбить из организаторов особые условия вряд ли жизнеспособна. Думаю, что Swatch Group и без того имела предельно льготный режим.

Речь о смене площадки тоже не идет. Это Ulysse Nardin или Breitling могут переехать из Базеля в Женеву. Перемещение туда Swatch Group выглядит не то что маловероятным, а невероятным в силу множества причин.

Что же могло стать причиной исхода?

Возможно, ответ – в двух картинках ниже. Это первый и второй этажи главного павильон Baselworld (залы 1.0 и 1.1), снятые в один и тот же момент времени, во вторник 28 марта 2017 г. Бросается в глаза пустота на 1-м этаже, где расположены стенды самых известных марок, против аншлага на втором.

(это кадры нашего видеообзора Baselworld-2017:  https://youtu.be/Z1K1IHktSV0)

Baselworld – главная площадка, где встречались друг с другом производители и владельцы магазинов. Торговле она дает возможность в одном месте увидеть новинки огромного числа брендов, производителям – протестировать интерес к моделям со стороны клиентов со всего мира и сформировать заказы.

Чем меньше компания – тем выше для нее важность выставки. Swatch Group, Rolex, Patek Philippe вполне могут самостоятельно собрать всех своих клиентов. Для остальных она - уникальная возможность встретиться с имеющимися партнерами и найти новых.

Пока рынок рос, места хватало всем. Сейчас же каждая полка магазина – на вес золота. Между тем, наши кадры наглядно показывают, что в поисках более подходящих товаров гости Baselworld все больше внимания стали уделять «малышам». Скорее всего, Swatch Group надоело быть магнитом, и компания решила отделиться ото всех. Использовала качество, которое в маркетинге называют «рыночной силой бренда».

В наших обзорах мы уже отмечали, что анализ состава экспонентов Baselworld показывает, что первыми выставку стали покидать небольшие группы, потенциально способные составить хоть какую-то конкуренцию монстрам. Очень может быть, что сокращение числа участников происходило не само по себе, а было вызвано вполне целенаправленными шагами организаторов под влиянием крупнейших экспонентов.

Сейчас многие злорадствуют по поводу сложностей Baselworld. Мне кажется, часовщикам стоит посмотреть чуть дальше. Уход Swatch Group – проблема не только для выставки, а прежде всего для независимых марок и магазинов. Очевидно, что он приведет к снижению числа посетителей Baselworld. А дальше по спирали: меньше посетителей – меньше участников и число брендов на рынке - меньше выбор для магазинов – меньше самих магазинов. В итоге у ритейлеров есть шанс оказаться в полной зависимости от очень небольшого числа марок.

Скорее всего, отказываясь от Baselworld, в качестве главной цели Swatch Group рассматривала не экономию средств, а запуск такой «спирали». Стратегически это крайне выгодно группе. Поэтому вряд ли стоит ожидать каких-то новых договоренностей с площадкой или переезда на SIHH.

В связи с этим интересно, как поведут себя остальные участники и дилеры. Останутся ли на площадке или дадут ее развалить? Приедут ли, или назовут недостаточно представительной? Сейчас мяч на их стороне: именно от их решений зависит то, насколько Нику Хайеку удастся реализовать план.

А он только начал игру, в запасе есть еще пара козырей. На его месте следующим шагом я бы провел собственное мероприятие группы, отстоящее от Baselworld во времени. Недели на две, чтобы сделать посещение двух площадок максимально неудобным. Ждем новостей?