Государственный взгляд

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Маркетинговые исследования</span></span></p>

Одной из целей созданной этим летом ассоциации участников часового рынка является сбор и обобщение информации о работе часовщиков. На основе собранных ею данных попробуем составить краткую картину нашего рынка.

Одной из целей созданной этим летом ассоциации участников часового рынка является сбор и обобщение информации о работе часовщиков. На основе собранных ею данных попробуем составить краткую картину нашего рынка.

Для экспресс-анализа российского рынка мы взяли данные двух ведомств – Центрального таможенного управления и ≪Росстата≫. Разумеется, вопрос полноты и достоверности этих данных вполне справедлив, о чем мы поговорим позднее. Тем не менее именно сквозь призму собираемых ведомствами цифр государство видит часовой рынок. Давайте взглянем и мы.


Всем известно, что основу российского часового рынка составляют импортные часы. По данным таможенного комитета, в 2011 году в Россию было ввезено наручных часов на общую сумму $280 798 тыс. против $195 471 тыс. в 2010-м, что соответствует росту на 43%. Наибольшую прибавку показала Швейцария, поставки из которой увеличились со $129 млн до более чем $195 млн.
Говоря об этих цифрах, необходимо отметить, что в число импортированных из Швейцарии входят не только собственно швейцарские часы, а вообще все часы, поступившие к нам с территории швейцарской конфедерации. В частности, некоторые крупные производители фэшнмарок имеют логистические центры в Швейцарии, поэтому их продукция включается в импорт из Швейцарии. Именно увеличением поставок этих товаров объясняется падение средней цены импортируемых из Швейцарии часов с $507 до $381 (при этом средняя цена по всему объему ввозимых в страну часов выросла в $72 до $80, что отражает как повышение цен производителями, так и смещение спроса в сторону более престижной продукции). С другой стороны, часть часов с маркировкой Swiss мade приходит на нашу таможню из Франции, Австрии и включается в показатели этих стран.


Аналогичные перетекания товара возникают и с продукцией других стран, в том числе Китая. Логистические схемы, используемые производителями и дистрибьюторами, приводят к тому, что таблица стран – крупнейших поставщиков часов на наш рынок выглядит довольно занятно.
По сумме в ней вполне ожидаемо лидирует Швейцария. А вот по количеству первенство принадлежит вовсе не Китаю, как можно было бы ожидать. В тройку лидеров в прошлом году вошли Германия, Гонконг и… Польша. Не менее странным выглядит присутствие в топлисте таких известных мировых центров производства наручных часов, как прибалтийские республики и Финляндия, по стоимости экспорта в Россию превосходящие Китай и Японию.


Очевидно, что цифра 3,5 млн импортируемых часов не закрывают всего спроса на российском рынке. Если исходить из традиционных расчетов, что в среднем человек покупает одни часы раз в пять лет, то внутреннее производство и нелегальный импорт должны составлять еще порядка 10 млн штук, что примерно втрое превышает импорт официальный.
Диаграмма 1 показывает помесячную динамику импорта часов за последние два года. Пики поставок приходятся на август и период с октября по конец года, а в январе дистрибьюторы расслабляются.
Таможня ведет раздельный учет импортируемых часов по двум группам: 9101 – часы в корпусах из драгоценных металлов, и 9102 – все прочие. В таблице 2 представлены данные по долям этих групп в импорте в Россию. Спрос на дорогие часы растет опережающими темпами: если поставки обычных в 2011-м прибавили 39%, то закупки золотых увеличились на 58%. Более 90% часов из драгметаллов поставляются к нам из Швейцарии, поэтому в табл. 3 мы отдельно приводим данные по этой стране.


В интерьерных часах отдельно выделяются модели, имеющие механизм для наручных часов (как правило, небольшие настольные или сувенирные часы), и те, внутри которых стоит полноценный ≪интерьерный≫ механизм. Последние составляют основной объем импорта – в прошлом году их было ввезено более 2,7 млн штук. Отсюда получаем примерный объем продаж: одни часы на 50 человек населения в год.


Однако если сравнить объемы импорта интерьерных и наручных часов, налицо некоторый перекос: цифры количества уж больно схожи, хотя по логике количество наручных часов должно быть существенно больше интерьерных. Особенно с учетом того, что значительная часть продаваемых в России ≪больших часов≫ производится внутри страны, в то время как доля наручных часов отечественного производства невелика. Так что на повестку дня опять выходит гипотеза о неучтенном ввозе.


Помимо таможенного комитета, вторым государственным ведомством, которое собирает какую-то статистику по часовому рынку, является Росстат. Правда, в отличие от таможни у него практически нет реальных рычагов влияния на операторов рынка, соответственно и достоверность данных не всегда идеальна. Росстат оценивает выручку от розничной продажи наручных часов в 17 млрд рублей, или чуть меньше $600 млн. Если взять за основу объем импорта в $280 млн и ≪плечо≫ между контрактной и розничной ценой в 3,5–4, то очевидно, что Росстат учел даже не весь официальный импорт. Так что изучение официальных данных – это только первый шаг в деле познания российского часового рынка.

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2012

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Швейцария таможня Росстат 6-2012