Госкомстат и часы

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Статистика знает все</span></span></p>

Данные Госкомстата - это официальная информация, пользуясь которой, наше государство получает представление о часовом рынке. Именно на эти данные опираются при принятии решений российские властные структуры.

Данные Госкомстата - это официальная информация, пользуясь которой, наше государство получает представление о часовом рынке. Именно на эти данные опираются при принятии решений российские властные структуры. Большинство международных организаций при оценке экономического состояния страны также признает только их. К сожалению, часы, в отличие от сахара, телевизоров и обуви, к важнейшим товарам не причислены. Особого внимания к ним Госкомстат не проявляет, и информации, соответственно, имеется немного. Тем не менее кое-что интересное нам удалось найти.
Какое место занимают расходы на часы в общей сумме расходов населения? По данным Госкомстата, уже несколько лет подряд на часы приходится около 0,2% всего оборота розничной торговли. Много это или мало? Для сравнения приведем данные еще по нескольким группам товаров: ювелирные изделия - 0,6%, радиоприемники – 0,2-0,3%, телевизоры – 0,8-0,9%. картофель – 0,5%. растительное масло – 0,6-0,7%, табачные изделия - 1,8-2,0%. Примечательно, что если доля расходов на мебель или лекарства изменяется, то доля часов в общих расходах на приобретение товаров уже несколько лет остается неизменной. Это означает, что можно говорить о наличии некой устойчивой потребности в часах. Если иметь примерный прогноз общих расходов населения на год, то можно вычислить ожидаемый объем продаж часов! Вот только прогнозами Госкомстат не занимается...
Самый интересный вопрос: сколько часов продается в стране? На графике 1 показана динамика объемов выпуска и продаж часов в России, начиная с 1970 года. Часы не были дефицитом даже во времена плановой экономики. Более того - примерно в 1984 году наша часовая отрасль узнала, что такое кризис перепроизводства. На диаграмме хорошо виден его «след» - провал кривой выпуска наручных часов с 32 до 24 миллионов штук.
Кривая желтого цвета (общее производство часов) проходит выше красной кривой (производство наручных часов), т.к. значительную часть общего объема выпуска составляли механизмы, поставляемые на экспорт.
Кривая объема продаж до 1990 года резко идет вверх, потом почти замирает, достигая максимума в 1994-95 годах, на уровне примерно 40 миллионов штук. Ах, разгар перестройки, время, которое с тоской вспоминают все, кто связан с торговлей! Тогда продавалось все, что снабженцам удавалось достать. Но с 1995 года объем продаж начинает снижаться. Первыми это почувствовали продавцы массового товара -дешевых китайских часов, в то же время объемы продаж компаний, торгующих более дорогими товарами, не изменились.
Примерно в 1993-94 годах фортуна повернулась спиной к отечественным часовщикам. Мало того, что перестал расти внутренний рынок, так еще и на внешнем наши механизмы перестали быть конкурентоспособными. После 1993 года производство часов в России резко падает, и на рынке начинают доминировать импортные товары. Все это очень хорошо видно на графике 1.
Лучше понять, что происходило на рынке, поможет таблица 1. В ней приведены данные по обеспеченности населения часами. Бросаются в глаза низкий уровень обеспеченности часами в 1985 году. В первые годы перестройки и свободной торговли основу оборота составляли дешевые часы. Они в чем-то сродни семечкам: хорошо продаются, быстро приходят в негодность и вызывают потребность покупать новые. Несмотря на то, что в 1990 году объем продаж вырос по сравнению с 1985 годом почти в полтора раза, обеспеченность изменилась незначительно - менее чем на 7%. Но к 1996 году наступило насыщение рынка, повлекшее за собой снижение количества продаваемых часов. Обеспеченность населения часами с тех пор и до 1999 года оставалась на практически неизменном уровне - около 2030 штук на 1000 человек.
С 1999 года Госкомстат перестал собирать некоторые сведения. касающиеся часов, в том числе данные об обеспеченности населения часами и о количестве проданных часов. Так, по 2000 году есть только сумма расходов на часы - 3915 миллионов рублей, что на 95% больше оборота 1998 года и в 2,35 раза больше оборота в 1997 году. Опираясь на некоторые представленные статистиками данные, можно предположить, что в 2000 году часов было продано от 20 до 26 миллионов штук. При построении графика 1 в качестве суммарного объема продаж был принят показатель 24 миллиона штук. Можно предположить, что в 1998-99 годах обеспеченность часами снизилась, и в прошлом году объем продаж рос под воздействием отложенного спроса. После чего важнейший параметр - обеспеченность часами, по-видимому, опять достиг своей нормы.
В таблице 2 представлены данные о динамике средней цены часов в течение нескольких лет. При расчете этого показателя Госкомстат берет за основу цены кварцевых часов. Сравнить изменение цен на часы и другие группы товаров можно, используя таблицу 3. Интересно, что ближе всего к часам оказались не ювелирные изделия, а одежда и мебель. Связано это, по-видимому, с похожим соотношением отечественных и импортных изделий в этих товарных категориях.
К сожалению, сопоставляя динамику изменения объемов продаж часов и других товаров, не удалось выявить каких-то товаров-маяков, по изменению спроса на которые можно было бы прогнозировать спрос на часы.
Госкомстат - структура большая и работает довольно медленно. На полную обработку всего годового массива информации уходит примерно год. Самыми свежими данными, известными на момент подготовки статьи, были сведения о средней цене часов в конце первого квартала 2001 года, которая составляла тогда 321,2 рубля. За первый квартал часы подорожали на 7.5%, что несколько выше темпов инфляции.

Едва ли не самыми удивительными показались данные об экспорте часов (см. таб. 4). Если разделить сумму 7,3 млн. $ (экспорт из России в 1999 году) на 4-5$ (среднюю цену российских часов), получается, что наши заводы отправили за рубеж около 1,5-1,8 млн. штук часов при общем выпуске около 6 млн. штук! Такого быть не может, просто, видимо, часть ввозимых в Россию часов (в частности, белорусские) затем реэкспортируется.
В таблице 5 приведены данные о продаже часов по регионам. Безусловным лидером является Москва. На долю столичных магазинов приходится около трети общероссийского оборота часов. Следом за Москвой с большим отрывом идут Санкт-Петербург, Краснодарский край и Башкортостан.
Для планирования работы интересны не только абсолютные цифры объемов продаж, но и то, как они изменяются со временем. По темпам роста продаж часов в первом квартале этого года лидировали Карачаево-Черкесия (150%), Владимирская область (149,2%) и Приморский край (143,2%). В то же время во многих регионах в первом квартале этого года отмечен спад объема продаж часов, особенно сильным он оказался в Новосибирской области (на 46,2%), Ставропольском крае (на 38,7%), Бурятии (на 27,9%). Если же взять Москву, то в ней прирост объема продаж оказался меньше, чем в целом по стране. Эти цифры подтверждают общую тенденцию роста спроса на часы именно в регионах.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2001

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2001