Франсуа Тьебо:

Кризис пойдет нам на пользу Франсуа Тьебо TissotКак скажется мировой финансовый кризис на рынке часов? Какие марки пострадают, а какие окажутся в выигрыше? Своими взглядами с нами поделился топ-менеджер, имеющий более чем 30-летний стаж работы в часовом бизнесе, – президент Tissot Франсуа Тьебо
Во время нашей прошлой встречи вы планировали снизить число магазинов в России до 120-150. Реализовали ли вы эти планы?
Нет, сегодня магазинов больше. Но не забывайте, что два года назад российский рынок отличался от сегодняшнего. Многие города стали более современными, более похожими на Москву и Санкт-Петербург. Их жители начали покупать швейцарские часы. Я не скажу цифру, сколько магазинов нам нужно сейчас, - 120 или 150. Их нужно больше. Возможно, 220 или около этого. Но важно, чтобы это количество не было слишком большим. Ведь вопрос не только в спросе и количестве торговых точек, вопрос в качестве. Потому что излишнее число магазинов приводит к падению качества дистрибуции и потере контроля над брендом.

Например, сейчас есть некоторые непрофессиональные магазины, которые покупают часы по "серым" каналам. Мы должны быть уверены, что на рынок не поступает "серый" товар, нет параллельного импорта. Для этого необходимо наладить систему контроля, которая бы выявляла такие магазины. Их легко распознать – например, они не стесняются объявлять о скидках. Эта проблема касается не только Tissot, но и всех брендов.

Если говорить о мире в целом, то у Tissot около 16 000 точек продаж. Для оптимизации продаж их необходимо только 15 000. Когда количество точек снижается, то повышается продажа каждой из них и заинтересованность в нашей марке. Такой магазин готов уделить больше внимания Tissot, выделить больше места, в нем чаще рассказывают покупателю о Tissot.

Для нас очень важно то, как подаются наши часы. Я не жду чудес. Но магазин как минимум должен соответствовать уровню качества представленных в нем брендов. До того, как он возьмется продавать Tissot, я объясняю, кто мы такие, что делаем, к чему стремимся. Tissot продает не картошку, а историческое наследие, имидж. Марка существует не сама по себе. Она – часть рынка, часть Swatch Group, а это публичная компания, акции которой обращаются на рынке. И я не могу делать с ней то, что мне вздумается. Я должен делать то, что должно быть сделано. Tissot не Swatch и не Breguet, Tissot - это Tissot.

Когда я начинал работать на Tissot 12 лет назад, мы выпускали 850 тысяч часов. Сейчас мы близки к цифре 2,5 млн экземпляров в год. Это заслуга всей нашей команды и наших партнеров, не только моя. Сегодня компания является вполне успешной, и, думаю, в будущем эта ситуация сохранится. Но мы должны быть очень аккуратными.

Я езжу по разным странам, от рынка к рынку и надеюсь до Базеля еще раз побывать в России, так как посещаю вашу страну два-три раза в год. Россия – быстро растущий рынок. Какие страны могут сравниться с ней по темпам роста? Только Индия, Китай и Гонконг.  

Россия была быстро растущим рынком до этой осени…

Нет, она остается им! Общий оборот розничной торговли в России и сейчас очень высок. Люди по-прежнему покупают мебель, машины, жилье. Русские имеют сегодня больше денег, чем американцы, что делает проживание в России более привлекательным, чем в США. Здесь можно взять кредит – в Америке нет.

По поводу кризиса, который вы имеете в виду. Мистер Хайек заявил: возможно, мы потеряем миллиард или два франков. Ну что ж, ничего страшного! Все теряют, и вряд ли мы потеряем больше, чем другие. Но правильнее было бы говорить, что мы не потеряем, а просто не сможем заработать эти деньги. К Tissot это даже более применимо, чем к Swatch Group в целом. Конечно, глобальный экономический кризис скажется на нас. Но меньше, чем на дорогих товарах.

Я работал в часах в 70-е, во времена глобального кварцевого кризиса, и могу поделиться своим опытом. Конечно, кризис - это тяжело. С другой стороны, он создает не только проблемы, но и возможности. В последние годы каждый безумец начал выпускать часы. Но есть исторический аспект. Часы – это не просто аксессуар, показывающий время, а инструмент, который должен быть произведен в соответствии с определенными традициями. И здесь очень важны имя, признание, наследие марки, которые нарабатываются годами. Это как картины, где имя автора значит больше, чем сюжет.

Вернемся к сегодняшнему кризису. Как много людей останутся совсем без средств? Не так много. Остальные так же продолжат приобретать машины, телевизоры, часы. Кто-то, кто ел икру каждый день, будет есть ее раз в неделю, но в целом ничего в мире не изменится. Люди станут покупать меньше и делать это более аккуратно. Но покупать все равно будут. Предположим, кто-то собирается приобрести первые швейцарские часы. Разумеется, первые швейцарские – это Swatch. Но Swatch – особый случай. Если же говорить о традиционных часах, первая приемлемая марка - Tissot. Потому что мы предлагаем качественный товар, хороший послепродажный сервис, разумные цены и полуторавековую историю.

Но это еще не все. Тот, кто из-за кризиса не сможет купить Longines, тоже купит Tissot. Вынужденный отказаться от Omega, выберет Longines, кому не хватило на более дорогие марки – возьмет Omega. Думаю, богатые люди по-прежнему будут покупать Breguet, хотя чуть реже, чем раньше.  

Вы считаете, что массовые марки более защищены от кризиса, чем дорогие?

Дело не в цене. У Rolex достаточно денег и очень сильный имидж, чтобы не испытывать проблем. Patek Philippe тоже. Большие группы, как LVMH или Richemont, имеют средства, чтобы пережить любые потрясения. Swatch Group не брала кредитов, поэтому кризис не окажет непосредственного влияния на нас. Возможно, снизятся продажи, с двузначных цифр прироста мы придем к однозначным. Но пока мы растем: цифры за первую половину октября свидетельствуют, что спрос по-прежнему высок.

Проблемы не минуют маленькие фирмы, которые жили в долг. Многие компании создавались на кредиты. Из-за кризиса им будет сложно получить новые кредиты и нечем станет отдавать старые. Хорошо, если у них есть здания или какие-то активы, которые могут служить обеспечением кредитов. Если нет… Посмотрите на Piace Mark: эта компания жила на кредиты, покупала на кредиты другие фирмы. Внешне все выглядело хорошо, но в один момент банкиры попросили вернуть долг, и компании не стало. А банкиры как киллеры. Один шепнул другому, что компания не сможет отдать долги, тот отказал ей в новом кредите, сказал об этом третьему, который кинулся продавать ее акции. И все: акции рухнули, кредиты не дают, и огромная компания в одночасье перестала существовать. То, что произошло с Piace Mark, случится еще со многими.  

Сейчас многие винят в кризисе банкиров…

Мистер Хайек не любит банкиров. Что создают банкиры? Ничего! Мы создаем товары, а они? Играют с деньгами, как в казино. Но в казино нельзя все время выигрывать – неизбежно наступает проигрыш. Банкиры играли и выигрывали много лет и ждали, что так будет всегда. Причем они играли не со своими, а с нашими деньгами.

Я капиталист, а не социалист. Но я думаю и об обществе в целом. У меня есть деньги, на которые я могу купить еды. Это хорошо. Но и те, кто вокруг меня, тоже должны иметь возможность питаться. Я капиталист, но думаю, что тот капитализм, который мы имеем сегодня, не совсем хорош. Необходимо что-то изменить, установить определенные гарантии стабильности, найти середину между капитализмом и социализмом, какие-то способы контроля за экономикой, создающие одновременно стимулы для работы. Поэтому, я думаю, появятся новые правила, новые законы, и все восстановится. Правительства понимают, что экономике требуется поддержка. Надеюсь, что она окажется эффективной. Банки должны выполнять свою работу: хранить наши деньги, переводить их партнерам. И делать это надежно и безопасно, а не играть, как в казино, и не устраивать такого безумия, как сегодня.

Мистер Хайек в 1983 году преодолел кварцевый кризис. Он объединил предприятия и сохранил 23 000 рабочих мест. Сегодня Swatch Group создала 20 000 рабочих мест – и это только внутри группы. В целом эту цифру нужно умножить на пять, потому что система Swatch Group включает также магазины, поставщиков. И все эти годы мы рассчитывали только на себя, на свои силы. 

Вы не пользуетесь кредитами. Но многие ваши партнеры – магазины – пользовались и сейчас испытывают проблемы. Разрабатываете ли вы какую-то программу помощи партнерам?

Мы работаем с товарами класса "люкс", этот бизнес требует значительных инвестиций. Существенным условием успеха здесь является наличие денег. Но главный компонент нашего бизнеса - товар. Я верю, что лучший способ помочь партнерам – дать им хороший товар: качественный и востребованный, который они могут продать. Tissot как раз такой случай. Даже во время кризиса наши часы останутся востребованными.

Я работаю на Swatch Group и обязан заботиться о финансовом положении компании, которой руковожу. Раздав товар и не получив за него деньги, я зарекомендую себя плохим менеджером. Поэтому к нашим ритейлерам предъявляется требование следить за своим финансовым положением. Для этого необходим хороший, обученный персонал, правильные коллекции, способность расти, рассчитывая свои силы. Не надо просить меня "дай мне 200 часов, и я буду продавать больше". Сначала покажи, что ты реально можешь продавать больше. Может, лучше ограничиться меньшим?

Кризис выявляет слабых и сильных. Первые проигрывают, вторые выигрывают. После Рождества мы увидим огромное количество распродаж, во всех сферах. Все будут избавляться от остатков. Скорее всего, кто-то попытается распродать Tissot. Сразу скажу, что мы будем бороться с этим. В 1998 году один из российских дистрибьюторов устроил распродажу Tissot по низким ценам, и мы прекратили работать с ним. Эта российская сеть пыталась работать с Longines, Rado, Omega, но те, как и вся Swatch Group, отказали ей в поставках. Если сейчас кто-то будет снижать цены и устраивать распродажи, мы так же будем прекращать работу с этими магазинами, ведь наша компания предлагает хороший, не переоцененный товар, нормальную маржу. 

Вы открыли около 10 киосков Tissot в России. Сейчас вы делаете это вместе с розничными партнерами. Что вы думаете об этой программе и есть ли у вас планы создания собственных магазинов?

Tissot – глобальная марка, имеющая широкий ассортимент и работающая во многих направлениях. У нас есть классические и спортивные, элегантные и технологичные, карманные и золотые часы. Как я могу показать все это на 50 сантиметрах магазинной полки? Нам нужно больше места, но его невозможно получить.

Чтобы потенциальный покупатель приобрел Tissot, он должен получить исчерпывающую информацию, убедительные аргументы, подтверждающие правильность выбора товара. Поэтому для нас очень важно рассказать ему не о двух-трех коллекциях, а о марке в целом. Необходимы и обученные продавцы, и наличие качественных POS-материалов. Упоминавшиеся вами киоски, магазины помогают показать, кто мы есть, сформировать у покупателей правильное мнение о бренде. Сейчас Tissot имеет более 1000 shop-in-shop по всему миру и планирует увеличивать их число.  

Три года назад вы продавали в России около 120 000 экземпляров часов в год. Сколько Tissot продается сейчас?

Мы вернулись к этим цифрам. Вы это знаете, что в какой-то момент было зафиксировано снижение продаж, но сейчас мы вернулись к прежним показателям. В 2009 году планируется продать 100-150 тысяч часов. Это и много, и мало. В Швейцарии живет 7 млн человек, и мы продаем там 150 000 часов. Мы знаем, что около трети из них покупают туристы. Но продажи внутри страны все равно велики. Я думаю, в России может продаваться около 200 000 Tissot. И здесь кризис пойдет нам скорее на пользу. В тяжелые времена люди возвращаются к базовым ценностям. При покупке они становятся менее склонными к экспериментам и обращают внимание прежде всего на аспекты безопасности, надежности. А здесь Tissot выигрывает у конкурентов. Наша компания входит в крупнейшую в мире часовую группу, имеет хорошо развитый сервис, известное имя. Не скажу, что я счастлив наступлению кризиса, но, скорее всего, мы не потеряем что-либо, а просто не заработаем.

Кризис позволит людям вернуться к корням. Когда вы голодны, то гораздо лучше чувствуете вкус еды. Теперь мы станем покупать чуть меньше, но более внимательно относиться к нашему выбору. Кризис может подтолкнуть молодое поколение к тому, чтобы оставить компьютерные игры и заняться каким-то делом. Я бы сравнил кризис с погодой: после любой грозы облака расходятся, и появляется солнце. Сейчас мы видим на небе облака. Но они обязательно разойдутся, и опять засверкает солнце.

 Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №6-2008

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью Франсуа Тьебо Tissot 6-2008 Patek Philippe Rolex Omega Longines Breguet Piace Mark