Дефекты кварца

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Ремонт кварцевых часов </span></span></p>

МеханизмНесмотря на распространенность кварцевых часов, их ремонт до сих пор вызывает у многих мастеров трудности.

Несмотря на распространенность кварцевых часов, их  ремонт до сих пор вызывает у многих мастеров трудности. Эта статья – о том, как найти неисправность в аналоговых кварцевых часах.

Для квалифицированного ремонта часов необходим профессиональный инструмент. предположим, что наша мастерская оснащена прибором типа Q-test 4000, Q-test 6000 или подобным, т.е. прибором, который позволяет проверять не только точность часов. но и еще некоторые параметры, и прибором для проверки герметичности, например Waterproof Checker.
Разберем порядок дефектации на примере кварцевых часов, у которых помимо трех стрелок имеется календарь  день недели – дата. Это не самые примитивные часы, но и не сложные многофункциональные, о ремонте которых, в зависимости от модели, необходимо вести отдельный разговор.

1. Фейс-контроль

Неисправность, на которую жалуется клиент, является ориентиром. Дефектовать часы в любом случае должен часовщик.
Начнем с внешнего осмотра. Возможны два варианта: часы могут быть ношеными или новыми, особенно – гарантийными. Осмотр внешнего вида особенно важен для гарантийных часов. По закону, в случае неисправности покупатель может потребовать замены товара или возврата денег. И если при приеме не заметить какой-то дефект, зацепку, то можно потерять деньги.

Тестирование часов

Начинаем с тщательного визуально осмотра. Осматриваем корпус на наличие мелких царапин, забоев, потертостей покрытия и т.п. Проверяем очень внимательно, т.к. каждая пропущенная царапина в итоге может обернуться потерянными деньгами. Осматриваем браслет на наличие тех же царапин, забоин, потертостей. Особое внимание уделяем  замку браслета: в первую очередь следы носки обычно появляются именно на застежке. Осматриваем стекло на предмет царапин, сколов (особенно по контуру). Очень часто даже после нескольких недель носки по краю стекла образуются мелкие забоины. Проверяем работу застежки – работает ли она, не перекашивается ли при застегивании. Все обнаруженные недостатки показываем клиенту и заносим состояние часов в документацию (квитанцию о приемке).
Следующий шаг – проверка герметичности. Это – обязательный этап, пропускать который нельзя! Восстановление герметичности, особенно если среди оборудования мастерской нет течеискателя, очень долгая работа, за которую клиент больших денег, как правило, платить не склонен.

Герметичность необходимо проверять в 2-х режимах: на максимальном давлении, на которое рассчитаны часы, и на малом давлении, около 0.2 атм. Двойная проверка особенно актуальна это для японских часов. Дело в том, что там водонепроницаемость головки обеспечивается сальником, расположенном на втулке головки. Втулка представляет собой не стержень, а скорее конус. Чем выше давление, тем сильнее  головка оказывается вжата в корпус, и тем лучше уплотнение. Получается парадокс: при большом давлении часы воду держат, а при малом могут пропускать. Для детального определения неисправности часы необходимо вскрывать. Но часто определить примерное местонахождение неисправности можно и без вскрытия.

Прибор Q-Test имеет два датчика, позволяющих измерить точность часов: емкостной и индуктивный. Мы замеряем точность на обоих датчиках. Индуктивный срабатывает на импульсы, вырабатываемые катушкой шагового двигателя. Если импульсы есть, то мы совершенно четко можем сказать, что электронный блок и катушка исправны. Если на индуктивном датчике импульсов нет, а на емкостном – есть, то, не открывая часов, можно с очень большой долей уверенности сказать, что неисправна катушка.

Следующий этап – проверка исправности календаря. Неисправность календаря нередко являются причиной останова механизма. В календаре проверяем две вещи.  Сначала переводом стрелок проверяем, как он срабатывает. В абсолютном большинстве современных часов календарь переключается в 2 этапа: сначала он начинает медленно перемещаться, а затем резко, со щелчком перескакивает.
Затем выставляем время примерно на 4-5 часов утра, так чтобы гарантированно выйти из запретной зоны, и проверяем работу механизма ускоренной корректировки. В разных часах ускоренная корректировка календаря сделана по разному. Проверяем срабатывание.

На QA если они застопорены, т.е. неисправность в механической части, то часто секундная стрелка немного подергивается.

Вскрытие покажет

Последнее перед тем, как открывать часы – проверяем, не были ли они вскрыты до нас: смотрим наличие вмятин или царапин на крышке и корпусе часов. Когда-то, когда у нас продавались только отечественные механические часы, на крышке новых часов не могло быть никаких царапин. Сейчас ситуация сложнее. В кварцевых часах довольно часто делают предпродажную замену батарейки. В этом случае следы вскрытия останутся.

Отказывать человеку в гарантийном ремонте часов, на которых есть царапина от вскрытия, неправильно. Поэтому необходимо обращать внимание на следы неквалифицированного вскрытия. Как правило, мастерские, занимающиеся гарантийным ремонтом и предпродажкой , имеют нормальное оборудование для вскрытия, не оставляющее следов. А вот если часы открывались ножницами, то ни о каком гарантийном ремонте уже не может быть речи.

Предположим, с нашими часами все в порядке, открываем.

В кварцевых часах в первую очередь смотрим состояние источника питания, т.е. проверяем напряжение на батарейке. В большинстве инструкций по ремонту пишут, что напряжение должно быть не менее 1.45 В. Я считаю, что если в принесенных в ремонт часах батарейка дает менее 1.5 В, лучше перестраховаться и заменить ее.  Шаговый двигатель, как правило перестает работать при напряжении 1.35В, в лучших часах – 1.25В, а генератор будет продолжать работать и при напряжении менее 1В. Т.е. генератор и катушка  будут выдавать импульсы, но этих импульсов окажется недостаточно для того, чтобы привести в движение колесную передачу.
Итак, батарейка нормальная. Теперь уже открытые часы проверяем на работу генератора. Если работает – снимаем электронный блок.
Устанавливаем батарейку наместо, проверяем их на емкостном датчик, проверяем работу.

Пусть часы работают на обоих

Пусть емкостной датчик показывает, что часы работают, а емкостной – нет. Тогда почти наверняка неисправна катушка.
Если оба датчика показывают наличие импульсов. Выдвигаем головку в крайнее положение и замеряем ток электронного блока. На «-» батарейки устанавливаем черный щуп, на массу (экран блока, любой мост) – красный щуп, смотрим ток. В этом положении головки генератор продолжает работу, а катушка и каскады делителя, имеющие значительное потребление, отключены. Это голый ток блока. Для каждых часов неплохо бы посмотреть этот параметр в документации, но по идее он не должен быть больше 0.4-0.5, мА  в простых часах – о.25 мА. Если ток выше – необходимо менять блок. Повышенных ток блока может быть причиной быстрой разрядке батарейки или остановки часов. Теоретически можно попробовать почистить дорожки или сделать еще что-то, но по-хорошему, блок надо менять.
Дальше, если ток в пределах нормы. Снимаем блок. Возможны два случая: в японских часах блок и катушка – отдельные элементы. В этом случае на выводы катушки ставим измерители (омметр) и меряем сопротивление катушки. Оно должно быть в районе 2 КОм (обычно в диапазоне от 1.4 КОм до 2.5 Ком, точнее см.. в документации). Меньшее сопротивление (в районе 300 Ом) является признаком замыкания в катушке, большее – разрыва. В любом случае катушка подлежит замене.

После этого проверяем катушку на закорачивание. Проверяем сопротивление между каждой из контактных  площадок катушки и массой.
При вдвинутой головки замеряем полный ток механизма. если электронный блок и катушка исправны, а ток потребления больше нормы, то причина неисправности находится в механической части часов.  Таким образом, мы проверили электрическую и электронную части механизма. Переходим к механической. Кварцевые часы обладают одной особенностью. Если в них попала металлическая стружка, соринка, она в конце концов притянется к ротору шагового двигателя. Причем она не будет оставаться на нем неподвижно, а будет «гулять», перемещаться по нему под воздействием магнитных полей, вырабатываемых статором. И в какие-то моменты она может стопорить вращение двигателя.
Механическую часть, так же, как и в механических часах, разбираем и осматриваем. Как правило, причины остановки такие же, как в механике: попавшая ворсинка, коррозия, замятый зуб и т.п. Только мощность шагового двигателя меньшее, чем в механических часах, поэтому и любая соринка  оказывается более критичной.

Довольно часто часы останавливаются из-за неисправностей в календаре.

Если останов не связан с переключениями календаря, т.е происходит днем, утром, то грешить в календаре можно на 2 вещи. передачу между часовым и суточным  и между  часовым и вексельным колесами. Больше причин быть не может. Если останов происходит в момент переключения календаря, смотрим в какой момент это происходит. В большинстве механизмов переключение даты и дня недели происходит в разные моменты времени. Чаще всего в календаре теснит числовое кольцо. Связано это иногда с тем, что мастера неправильно устанавливают батарейку. Часто при замене батарейки мастер ленится открутить верхний токосъемник, с силой запихивает батарейку под него, и гнет платину. Получившийся «пузырь» на платине невозможно и приходится менять платину или механизм. Диск дня недели очень тонкий, и иногда его коробит и начинает затирать. Но календарная часть кварцевых часов мало чем отличается от механических часов. Как проверить, что заедание происходит из-за числового кольца? При ускоренной корректировке календаря проверять на всех 31-м зубе, чтобы происходил четкий сброс с зуба. Причины неправильного срабатывания: коробление числового кольца, изгиб плеча толкателя. Здесь все так же, как и в механических часах.

Механизм кварцевых часов

Пытаться дефетовать что-либо в блоке почти бессмысленно. Блок состоит из микросхемы, кварца, постоянного конденсатора, и платы с дорожками. Если ндорожки съела дорожки, теоретически можно пытаться восстановить, но это сложное и невыгоджное по деньгам дело.
Неисправность резонатора можно отловить по прибору. Точность хода всех современных часов не должна быть хуже 6 секунд в сутки. Если прибор показывает отклонение 20-30 сек/сутки, то это свидетельствует от неисправности кварца. Но менять его почти бесполезно. Во-первых, далеко не всегда его можно выпаять: около 80% часов имеют не припаяный а приваренный кварц. Во-вторых, кварцевые резонаторы делаются не точно на частоту  32762 Гц, а на несколько отличающуюся – например, на 32764 Гц. Поставить такой кристалл в наши часы, мы может получить очень плохую точность хода. Кварц подбирается к электронной схеме, и при замене его на другой, скорее всего, получим большое отклонение по точности. Микросхема в большинстве часов залита компаундом и не может быть выпаяная.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №6-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Сервисный инструмент 6-2002