Часовая Мекка.

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Базель 2001</span></span></p>

Базель - это небольшой (но российским меркам) город в центре Швейцарии, его на­селение – 200 000 человек. В выста­вочном комплексе Базеля - Messe Basel - в течение года проходят раз­ной направленности всешвейцарские, всеевропейские и всемирные выставки.

Базель - это небольшой (но российским меркам) город в центре Швейцарии, его на­селение – 200 000 человек. В выста­вочном комплексе Базеля - Messe Basel - в течение года проходят раз­ной направленности всешвейцарские, всеевропейские и всемирные выставки. Самая крупная из них - выставка часов и ювелирных украше­ний. На нее ежегодно съезжается более 80 тысяч человек. И, несмотря на то, что собственно в Базеле фирм, производящих часы, почти нет, он стал местом паломничества часов­щиков всего мира. Для них слово «Базель» уже давно означает не го­род, а именно выставку.
 
Отсюда начинается время
Часовое шоу в Базеле - не един­ственное в мире. Есть выставки в США, Гонконге, да и в Европе их несколько. Но именно базельская, без сомнения, является главной. И если студенты живут от сессии до сессии, то часовщики - от Базеля до Базеля.
Базель - это точка отсчета, мес­то заключения контрактов, поди­ум новинок и табель о рангах одновременно.
Базель - это, прежде всего, дело­вое мероприятие. Фирмы-производители часов приезжают сюда поч­ти в полном составе. Отдел продаж встречается с клиентами, представ­ляет новинки, заключает договоры на целый год. Отдел рекламы обща­ется с прессой. Дизайнеры рыщут по стендам конкурентов - что ново­го те придумали, куда движутся, что интересного можно перенять. Гра­фик работы у всех очень плотный. Некоторые участники говорят, что число только запланированных встреч за неделю работы выставки в Базеле доходит до 200!
Базель - место встреч, обмена мнениями, обсуждения перспектив. Здесь даже конкуренты на короткое время становятся просто коллегами и собеседниками. Но на выставке со­бираются не только специалисты - немало и «просто любителей часов». Как правило, это коллекционеры, приезжающие сюда пообщаться с единомышленниками и присмот­реть что-нибудь для своей коллек­ции. Ведь многие из показанных в Базеле новинок в магазинах по­явятся только через полгода-год.
Большинство презентаций нови­нок часовых фирм приурочены именно к Базелю. Каждая компа­ния старается показать здесь все но­вое и лучшее, что у нее есть. Но не все можно увидеть на витринах стендов. Опасаясь копирования но­винок конкурентами, многие фир­мы самые интересные модели по­казывают только внутри стенда проверенным клиентам.
Великолепно оформленные стен­ды и витрины делают свое дело. Гля­дя на них, действительно понимаешь идею марки, проникаешься ее духом. Вот Chronoswiss. На стенде - шедев­ры механики, вся история фирмы, увеличенные макеты механизмов, инструмент, с помощью которого делают часы. А у Gucci - красивые де­вушки, украшения, бриллианты. Стенд Sector - мир рискованных приключений и путешествий: гор­ные велосипеды, туристическое сна­ряжение и часы, которым нипочем самые суровые испытания. На стенде Breitling авиационную тему поддер­живали два самых настоящих само­лета. И очень трудно сдержать жела­ние взять в руки, примерить, купить очередной шедевр...
Базель - это красочное шоу. Не­прерывно, то на одном стенде, то на другом, проходят презентации и пресс-конференции, привлекая внимание сотен посетителей. Голова кружится от обилия знаменитостей: всевозможные путешественники, «мисс», артисты, спортсмены и про­чие помогают часовщикам представ­лять их творения.
Базель - это непрекращающийся праздник. Даже после 18 часов, ког­да закрывается выставка, шоу не прекращается: оно просто переме­щается в конгресс-центр, отели и рестораны, где до самого утра продолжаются пресс-конференции, презентации и party.
Базель - это часовая Мекка, где хотя бы раз в жизни должен побы­вать каждый, кто любит часы.
 
На первый-второй рассчитайсь!
Выставка в Базеле - живое во­площение «табели о рангах» часо­вого мира.
Пройдя через центральный вход, попадаешь в самый главный и роскошный зал выставки. Место в этом зале - не столько вопрос денег, которых тоже требуется немало, сколько признание значимости компании и ее заслуг перед мировым «часовым сообществом». Здесь собрались такие фирмы, как Patek Philippe, Rolex, Zenith, Corum, Swatch Group в полном составе, Maurice Lacroix, Raymond Weil. Под стать именам и стенды: огромные, двух- и трехэтажные, похожие на дворцы. Говорят, стоимость некоторых из них доходит до миллиона долларов.
Но главное не стенды, а то, что выставлено на их витринах. Именно здесь вы сможете увидеть самые сложные и дорогие часы в мире. Если посчитать среднюю цену представленных в этом зале моделей, то выйдет, думаю, не меньше 30 тысяч долларов. В этих дворцах впервые показывают то, что станет завтрашним днем часовой моды, что еще много месяцев и лет одни будут обсуждать, а другие - копировать.
Здесь очень много механических часов, причем не простых: турбийоны, вечные календари и т.п. Парад золота всех расцветок: от красного до зеленого. Россыпи бриллиантов.
Признаюсь, до поездки в Базель я не был большим поклонником швейцарского часового искусства. Но потрясающие часы и любовь, с которой эти компании относятся к ним, изменили мои взгляды. Невозможно оставаться равнодушным перед сложнейшими изделиями, роскошными украшениями. В конце главного зала выставки, друг напротив друга, расположились стенды двух японских концернов - Seiko и Citizen. Что ж, их заслуги перед «часовым сообществом» также вне сомнения.
Еще один зал, где собрались как европейские, так и американские фирмы, расположен над главным. Иногда говорят, что разделение на первый и второй этажи отражает разделение фирм на первый и второй сорт. Может, это и так. Но, на мой взгляд, экспозиции многих стендов на втором этаже были не менее интересны, чем на первом. Особенно это касается французских и итальянских марок. Их отличают более легкий, раскрепощенный дизайн и относительно низкие цены. Ничего удивительного в этом нет: Франция - страна-законодатель моды в области одежды, Италия - всемирное ателье промышленного дизайна. И иногда кажется, что скоро французы и итальянцы обойдут швейцарских часовщиков.
Особый разговор - американцы. США - самый большой в мире рынок часов. Для швейцарских и японских производителей именно он является главным. Есть в США и свои часовые фирмы, на выставке их было немало. Но и часы, и реклама у американцев какие-то своеобразные, непривычные для нас. Сложилось впечатление, что они приехали в Базель не столько торговать, сколько «для порядка»: чтоб не забывали европейцы, кто в мире хозяин.
Экспозиции фирм из азиатских стран (Индии, Гонконга и прочих) разместили не то что в отдельном зале - в отдельном здании.
В зале Гонконга нет той напыщенности, что характерна для европейских павильонов. Редкие посетители бродят среди стандартных витрин. Но к тому, что стоит в этих витринах, следует присмотреться внимательней.
Представление о Гонконге, как о месте, где делают исключительно дешевые часы, безнадежно устарело. Технологии, передаваемые сюда швейцарскими и японскими фирмами, делают свое дело. Растет качество, многие модели имеют великолепный, оригинальный дизайн, который был бы интересен и в европейских залах. «Азиатский тигр» готовится к прыжку. Если прогресс будет идти теми же темпами, через несколько лет Гонконг существенно потеснит позиции Японии.
Экспозиция корейских фирм, так хорошо чувствующих себя в России, в рамках выставки в Базеле ничего примечательного собой не представляла. Скромненько разместившись рядом с Гонконгом, тому же Гонконгу она по всем статьям проигрывала. Разве что на стенде Romanson'a было несколько интересных моделей.
А что же «одна шестая часть суши»? Да почти ничего. Не видно нас. В азиатском зале стояли квадратиком несколько ювелирных фирм да «Московский монетный двор». На стендах - непременные матрешки и купола собора Василия Блаженного (правда, к «Грифону» это не относится). Может, обидятся на меня наши производители, но российская экспозиция в Базеле смотрелась примерно как лоток с Арбата посреди современного супермаркета. Утешает лишь то, что два года назад нашей экспозиции в Базеле просто не было.
Помимо часовщиков в Базеле представляли свою продукцию ювелирные фирмы, производители упаковки, аксессуаров, оборудования. Но каждый из этих разделов занимал несколько огромных залов и требует отдельного долгого рассказа.
Несмотря на колоссальные размеры выставочного комплекса в Базеле, места в нем хватает далеко не всем желающим. И в следующем году выставку ждут большие перемены: производители оборудования, упаковки и аксессуаров будут показывать свою продукцию не в Базеле, а в Цюрихе, а высвободившиеся места займут часовщики и ювелиры. Какой она будет, выставка «Базель-2002»? Расскажем через год...
 
 

Тенденции-2001

Очень хотелось обойтись без этого раздела, потому что любое высказывание заведомо окажется спорным. Но многие читатели в рассказе о Базеле хотят услышать именно о новых веяниях. Итак, что показалось интересным на выставке.
Прежде всего, стремление каждой фирмы сделать свой, отличный от других и узнаваемый дизайн. Это приводит к огромному разнообразию форм, расцветок, материалов. В этом году были очень популярны корпуса из розового золота, ремешки из каучука, силикона, шелка. Подстраиваясь под вкусы молодежи, которая отказывается от классических круглых часов, производители предложили множество «бочек», прямоугольных и причудливо вытянутых моделей.
Подход к функциональности часов можно описать словами: «то, что реально нужно человеку». Все чаще встречаются указатель второй временной зоны, сигнальное устройство, а календарь «большая дата» стал почти стандартом. В то же время корпус и циферблат большинства моделей относительно просты, не перегружены лишними элементами. Очень часто на циферблате вообще только одна две цифры и ничего более. В дизайне большинства корпусов преобладают строгие, чистые линии и плоскости.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2001

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 3-2001