Часовая галерея

Чтобы часы вызывали восторг, не обязательно, чтобы они были произведениями часового или ювелирного искусства. Достаточно просто искусства

Альберт ЗильберштейнЧтобы часы вызывали восторг, не обязательно, чтобы они были произведениями часового или ювелирного искусства. Достаточно просто искусства.

Вечные ценности не дешевеют
В начале 80-х годов компания Cartier заказала крупному социологическому центру опрос молодых людей на тему какие вещи являются для них наиболее значимыми ценностями. Результат, прямо скажем, удивил: оказалось, что 70% европейцев в возрасте от 18 до 30 лет готовы тратить деньги в первую очередь на приобретение… произведений искусства.

Результаты исследования подвигли Cartier серьезно пересмотреть свою маркетинговую политику и основать в 1984 году свой знаменитый Foundation Cartier, который стал заниматься организацией выставок, поддерживать музеи и различные культурные мероприятия.

Cartier попала в самую точку: аналогичное исследование, проведенное в прошлом году, показало, что значимость искусства и в глазах молодых людей за прошедшие двадцать лет только возросла. Произведения искусства для них стали значительно весомей, чем товары роскоши. Так, например, в прошлом году в мире покупателями в возрасте от 18 до 30 лет было приобретено живописных полотен и скульптур на сумму в 1,6 миллиарда евро. Это в десятки раз больше, чем та же аудитория за этот период потратила на роскошные автомобили.

С каждым годом популярность всевозможных вернисажей и художественных выставок растет быстрее автомобильных, ювелирных и часовых салонов. И это неудивительно, ведь, по сути, товары роскоши – это форма без содержания. Содержание же добавляет чистое искусство, которое далеко не все понимают, но, безусловно, все уважают. С точки зрения маркетинга идея Cartier оказалась настолько удачной, что в наше время трудно найти производителя, который не поддерживал бы какое-то художественное направление.

Возьмем, например, живопись. Это искусство намного более массовое и доступное, чем то же часовое искусство, которое ориентировано на горстку коллекционеров. Поэтому каждая новая премьера Cartier – событие, шумное не столько в часовом, сколько в общекультурном контексте. Прошлогодняя коллекция La Donna была реверансом в сторону синефилов и поклонников творчества великой актрисы Марии Феликс. Коллекция этого года Blue Ballon сопровождалась роскошно изданным альбомом комиксов, над которым трудились самые известные и культовые художники-графики мира.

Идею создавать часы в тесной связке с искусством (исключив эпитет "часовое") успешно воплотили совершенно различные по стилю и ценовой категории марки. Объединяет их одно: каждый такой опыт был очень успешным, поскольку в данном случае у формы появлялось очень четкое и модное содержание. Особенно ярко проявил себя тандем часы-живопись.

Чтобы купить, носить (и, соответственно, продать) такие часы, собственно о часах знать почти ничего не нужно. Зато придется немного освежить свои знания по истории живописи.

Пьер Огюст Ренуар
Pierre Auguste Renoir
(1841–1919)

Имя французского художника, одного из самых ярких представителей импрессионизма, наверное, знакомое всем. Ренуар начал с того, что вместе с сокурсниками по парижской художественной студии Шарля Глейра Клодом Моне, Камилем Писсаро и другими стал увлекаться пейзажной живописью, бродя с мольбертом по окрестностям Парижа.

Именно здесь выработался "фирменный стиль" Ренуара – живописать не природу, а подсморенные сценки времяпрепровождения буржуазии и среднего класса Третьей республики, (как, например, всем известный "Завтрак лодочников"). Именно яркое, колоритное изображение людей, причем во время бытовых занятий, а не позирования, и стали главным вкладом Ренуаром в импрессионизм. Как ни странно, наиболее сильное воздействие на Ренуара оказала живопись Рубенса, с ее богатством оттенков красного, которые стали основой колорита его собственных произведений.

Художник жестоко страдал от артрита; с 1912 он мог писать, только привязывая кисть к руке. В 2006 году компания Jaeger-LeCoultre представила серию моделей Reverco a eclipse, в которых циферблат был расписан в технике миниатюрной живописи точными копиями картин Огюста Ренуара в стиле ню, а также Доминика Ингреса и Густава Климта.


Амедео Модильяни
Amedeo Modigliani
(1884-1920)

Выдающийся итальянский живописец и скульптор родился 12 июля 1884 в Ливорно. После того как Модильяни закончил художественные школы в Ливорно, Флоренции и Венеции, в начале 1906 он приехал в Париж, где в то время был настоящий "золотой век" живописи. Модильяни учился у признанных мэтров как Сезанн и Тулуз-Лотрек, и при этом был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также был близким другом поэтессы Анны Ахматовой.

Особую известность Модильяни принесли многочисленные женские портреты, в которых он, используя приемы абстракции и кубизма, создавал поразительно утонченные и "живые" образы, для которых характерны удлиненные крутые формы и изысканные лица и запястья.

В 60-х года творчеством Модильяни заинтересовался владелец ювелирной марки Barthelay Ролан Бартелей, который решил использовать образы художника для первых собственных часов. Ему удалось создать собственный стиль в часовых коллекциях марки, сохранив и художественный стиль, навеянный творчеством Модильяни: нереально удлиненные формы, пронизанные меланхолией, удивительной грацией и чувственным эротизмом. Все эти черты характерны для коллекций часов Barthelay B08, B10, Ladybird и Lilu.


Пит Мондриан
Piet Mondrian, настоящее имя Питер Корнелис
(1872–1944)

Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.

Мондриан родился 7 марта 1872 в голландском Амерсфорте. Его первые работы были написаны в стиле реализма, но в 1911 он познакомился с кубистами и изменил стиль. Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет и стал сознательно ограничивать выразительные средства.

В 1917 создал собственную теорию живописи, названную неопластицизмом. В соответствии с ней можно было использовать только минимальные цвета: белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона красного, желтого и синего.

Картины свои художник для удобства называл по номерам. В 60-х годах идеи Мондриана обрели второе рождения, когда на основе картины "композиция №10" модельер Ив Сен-Лоран представил коллекцию Mondrian (1965), в которой платья были покрыты принтом из разноцветных квадратов. А в 2002 году мотив №10 использовал Джейкоб Арабо для создания часов 5 Time Zones своей марки Jacobs&Co. Впоследствии коллекция часов разрослась, обретя более шикарные и ювелирные формы, однако самой удачной моделью до сих пор считается самая первая, созданная на основе цветовой палитры Пита Мондриана.


Казимир Малевич
1878–1935

Великий русский художник автор стиля супрематизм, знаменитой картины "Черный квадрат" и дизайна всем известного граненого стакана. Родился в Киеве в семье выходцев из Польши. Приехав в Москву, в начале ХХ века молодой Малевич вначале прошел все этапы начинающего художника: от увлечения импрессионизмом и передвижничеством до абстракции.

Во время работы над оформлением современных спектаклей и опер в Санкт-Петербурге у Малевича появился замысел его "Черного квадрата": простая фигура на белом фоне как символ апокалиптического крушения старого мира и призыв к строительству нового. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в "супрематизме" – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, "высший"). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 "белым супрематизмом", где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", однако революционные идеи все больше его разочаровывают, и к началу 30-х годов художник стремится уйти от пропаганды в "чистый дизайн". Это вызывает недовольство властей, Малевича дважды арестовывают, он оказывается почти в полной изоляции.

Умер Малевич в Ленинграде в полной нищете, но еще в 1927 году он успел большую часть своих картин вывезти в Берлин. Трагическая судьба художника объясняет его огромную популярность на Западе и почти забвение в СССР. Малевич стал кумиром для многих современных дизайнеров, в том числе и часовых, которые видели в геометрической простоте его картин путь к совершенству стиля. Так, французский часовой мастер Alain Silberstein создал собственные часы, навеянные "Красным квадратом" Малевича: индикация располагалась сбоку корпуса, а сам циферблат представлял собой знаменитый неровный красный квадрат.


Энди Уорхолл
Andy Warhol, настоящее имя Эндрю Вархола

(1928–1987)
Родоначальник поп-арта родился в Питтсбурге в США в семье словацких эмигрантов. С 1945 по 1949 учился на художественном факультете Технологического института Карнеги, затем переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником – иллюстратором в разных журналах, в том числе "Vogue" и "Harper's Bazaar", оформлял витрины, делал открытки и плакаты.

В 1960 он создал культовое произведение "Кока-кола". В 1960–1962 появился ряд картин с изображением консервных банок с супом Кэмпбелл (Campbell's Soup Can). Бесконечные ряды стирального порошка Brillo, бутылок кока-колы, супа Кэмпбелл со временем сменились тиражированными портретами Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли: "Я пишу картины именно так, а не иначе потому, что хочу быть машиной, и я чувствую, что то, что я делаю, уподобляясь машине, – это то, что я хочу делать" – слова художника воплотились в идею его мастерской – знаменитой "Фабрики" на Манхеттене, где на основе тиражной техники шелкографии было организовано "производство" современного искусства.

В 2006 году компания Seiko создала лимитированную коллекцию моделей Andy Warholl. Яркие молодежные часы в корпусе из пластика (любимого материала Уорхолла) расписаны фрагментами его самых знаменитых картин, в том числе и Campbell's Soup.


Кики Пикассо
Kiki Picasso, настоящее имя Кристиан Шапиро,
родился в 1956

Кики Пикассо считается одним из самых ярких и радикальных художников современности. Он родился в Ницце и уже с молодости заслужил славу enfant terrible современной живописи. Он основал группу Bazooka, которая заслужила скандальную известность своими провокационными работами, рекламными плакатами и выступлениями на телевидении.

В последнее время Кики попробовал силы в качестве режиссера. Его фильм Substition 4 категорически запрещено смотреть женщинам и детям. А в 2006 году художник вместе со своим сыном Кимом Шапиро сняли фильм "Шайтан" с Венсаном Касселем в главной роли, ставший самым жестоким и ироничным французским фильмом года. Последняя работа Кики Пикассо – графический портрет Николя Саркози, который можно купить в Париже за 30 евро.

Кики Пикассо стал первым художником, которого компания Swatch пригласила в 1985 году (через два года после возникновения марки) создать специальную серию моделей для летней коллекции. Серия Kiki Picasso была лимитирована 120 экземплярами. Впоследствии из нее выросло целое направление лимитированных "клубных" часов, а приглашать известных художников и дизайнеров в соавторы стало традицией Swatch.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 4-2007 Seiko Cartier Jacob & Co