Ален Зильберштейн

<font face="Verdana" color="#808080">20 лет тренировки</font> Ален ЗильберштейнМожно сказать, что Ален Зильберштейн открыл фэшн и дизайнерским часам дорогу в мир серьезного часового искусства. Он показал, что цветные и яркие модели с детскими смайликами могут продаваться в самых престижных салонах и быть не менее статусным аксессуаром, чем "классика" в золотом корпусе. В этом году мастер отмечает 20-летний юбилей брэнда и подводит своеобразный итог своей работе

Ален ЗильберштейнМожно сказать, что Ален Зильберштейн открыл фэшн и дизайнерским часам дорогу в мир серьезного часового искусства. Он показал, что цветные и яркие модели с детскими смайликами могут продаваться в самых престижных салонах и быть не менее статусным аксессуаром, чем "классика" в золотом корпусе. В этом году мастер отмечает 20-летний юбилей брэнда и подводит своеобразный итог своей работе.

Господин Зильберштейн, если посмотреть на эволюцию ваших коллекций с 80-х годов, окажется, что вы создали огромное количество совершенно разных по стилю часов. Ваши модели 10-летней давности и современные даже трудно сравнивать, вы каждый год представляете большое число новинок, многие из которых совсем затмевают старые модели. Вам не кажется, что для марки Luxury такой фэшн-подход довольно расточителен?
Действительно, если мы посмотрим на коллекции большинства марок, то окажется, что из года в год они делают одно и то же. Посмотрите, что брэнды готовят к Базельской выставке или женевскому салону: две-три новые модели. И все. Но ведь большинству людей, реальным покупателям,  им наплевать на новинки. Клиентам не интересны отдельные новые модели – они хотят видеть коллекцию целиком, чтобы выбрать из нее что-то одно.

Это то же самое, что на дефиле дома моды: конечно, есть модели-хэдлайнеры, о  которых пишут в журналах, однако люди, которые приходят на показ, смотрят на все сразу, чтобы составить полное представление о стиле и выбрать что-то интересное. Вы можете себе представить, чтобы модный дом показал десять прошлогодних платьев и только одно – новое? Никогда. Потому что кутюрье создает сразу целую коллекцию, он мыслит масштабно, формирует целый стиль. А что происходит в часовой отрасли? И сами мастера, и журналисты, кстати говоря, так зациклились в последнее время на Haute Horlogerie, что с благоговением рассказывают об одной модели, если не сказать об одной детали механизма, забывая, что людям нужно знать обо всей коллекции. И сейчас это делают не только марки класса люкс, но и брэнды, выпускающие часы для среднего класса.

Вы везде слышите о новой модели, но никто не расскажет вам о новой коллекции, потому что ее не существует. Так вот, концепция дома Alain Silbersten и заключается в том, что каждый год я представляю совершенно новую и концептуально завершенную коллекцию. Фактически, я готовлю дефиле, чтобы моим клиентам было из чего выбирать. Сейчас я не повторяю то, что я делал два года назад, не говоря уже о более раннем времени.

Однако среди моделей, которые вы представляете в этом году, можно увидеть довольно много повторений ваших старых часов. Почему?
Как вы знаете, в этом году моя марка отмечает свой 20-летний юбилей. И поэтому я приготовил новую коллекцию, состоящую из двух частей. Первая, –как раз то, о чем вы говорите, - это классическая коллекция, которая состоит из моих бестселлеров, созданных на протяжении всех 20 лет. Но всем этим "классическим" моделям я придал свежий дизайн, создав корпуса и детали механизма из титана с черным покрытием. Я сейчас очень увлечен титаном – он легкий, надежный, это лучший материал для часов на каждый день.

Раньше вы были революционером в часовом дизайне, а теперь говорите как все представители марок люкс: рассказываете о материалах, о полировке, финишной обработке, даже выпустили коллекцию в стиле the best of. Вам не кажется, что это выглядит так, будто у вас нет новых идей? Или вы считаете что вашим поклонникам они больше не нужны?
Нет, конечно! Классическая коллекция – это действительно некий итог 20-летней работы, и показатель того, что я умею, с чего я начал и к чему пришел. Когда вы начитаете делать реплики моделей, которые находите в архиве, это действительно свидетельствует о некотором недостатке воображения, и мы об этом говорили с вами в прошлый раз. Но – не в этом случае.
Эта коллекция – результат моей эволюции. Завершение определенного этапа творчества, после которого я могу двигаться дальше. Теперь посмотрите на вторую часть коллекции этого года: это совершенно новые модели хронографов, покрытые росписью китайским лаком, выполненной в технике, которую разработал я сам. Таких часов в мире еще не было, и я надеюсь, эта коллекция станет первым шагом на пути к новым идеям Alain Silberstein.

Но сейчас очень много марок выпускают часы самой неожиданной, если не сказать, безумной расцветки. Многие экспериментируют и с лаком. Вы не чувствуете, что вы уже не один, вы не уникальны? 
Да, я открыл цвету двери в часовой дизайн, и было бы странно, если бы в них никто кроме меня не вошел. Однако, вы (как впрочем, и большинство производителей) продолжает относиться к цвету как диковинке или эпатажу. Для меня же цвет – это не безумие, не революция, не эксперимент. Цвет - это естественная часть нашей жизни, нашего мировосприятия. Когда вы смотрите на одежду, особенно, на одежду женскую, вас же не удивляет, что она яркая и цветная. Почему же это так удивляет в часах? Мне не нравится, когда дизайнеры начинают экспериментировать с цветовыми сочетаниями, только чтобы эпатировать и привлечь внимание. Для меня цвет – это гармония, а мои часы вполне подходят для того, чтобы люди носили их каждый день. Да, может быть, я сам произвожу впечатление сумасшедшего, но не мои часы.

А вам не кажется, что сейчас творческая мысль производителей и дизайнеров часов несколько застопорилась: они не знают, куда двигаться дальше, вот и фокусируются на отдельных деталях. Вы не считаете, что необходима хорошенькая война или еще какое-то глобальное мировое потрясение, чтобы встряхнуть дизайн и художественную мысль? Вы как-то говорили, что лучшие часы ХХ века были созданы как раз в период между войнами…
Может, вы этого не замечаете, но война уже идет. То, что около вашего дома не рвутся снаряды, еще не означает, что в мире ничего не происходит. Сейчас идет большой передел мира, а в месте с ним произойдет переоценка ценностей. Вы еще ощутите на себе это потрясение. И когда конфликт так или иначе разрешится, произойдет выброс людской энергии, и, вполне возможно, появится новый стиль в искусстве и принципиально новый часовой дизайн.

После того, как несколько лет назад вы представили модель с турбийоном, вы перестали развивать усложнения и сосредоточились исключительно на дизайне?
О нет, у меня в коллекции есть и очень сложные модели, с репетиром и будильником, но, честно говоря, я бы не хотел говорить об усложнениях. Я не скрываю, что заказываю механизмы на стороне, и для  меня главное, чтобы он вписывался в общую идею модели и исправно работал.

Да, когда люди говорят об автомобилях, то по большей части они обсуждают двигатель и прочие технические приспособления. Но так происходит потому, что это и есть самое главное в автомобиле. А в современных часах механизм не играет главной роли. Мне все равно, что установлено внутри них, я смотрю только на то, как они сделаны. Я не часовой механик, я работаю с техникой цветного лака, мне это интересно, у меня есть свое ноу-хау в этой области.

Вспомните традиции женевских мастеров: двести лет назад каждый мастер изготавливал часы сам, он сам же их полировал, наносил гравировку и рисовал циферблат. И его узнавали по стилю оформления корпуса, как по подписи настоящего художника. Я не хочу быть безымянным мастером, который делает часы с турбийонами. Я хочу быть художником, который оставит в искусстве оформления часов свой след.

Кстати говоря, вопросы о механике и усложнениях чаще всего мне задают именно русские клиенты и журналисты. Почему-то именно русских (ну и еще японцев) очень волнует то, что внутри часов, а не снаружи.

Да, но и отношение к вашим часам и, например, к часам Technomarin, у людей скорее как забавной игрушке, чем к чему-то функциональному…
А ради чего все и затевалось? Часы для меня в первую очередь это часть живого стиля, а не технический прибор. В 80-х годах мир стоял перед выбором: в какую сторону будет развиваться часовое искусство. И я понял, что мне предоставляется шанс заниматься тем, что мне нравиться, и найти своих поклонников.

В каком направлении вы будете двигаться дальше? Больше цвета, новые формы, новые материалы?
Я, правда, не знаю, куда захочу двигаться дальше, что мне будет интересно развивать. Я чувствую, что сейчас могу сделать с часами все, что захочу. Годы ученичества закончились.

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью Technomarine 6-2006 Alain Silberstein