Александр Коновалов, «Консул»

<span style="font-family: Verdana; color: rgb(128, 128, 128);">Если вы абсолютно уверены в каком-то сценарии – сыграйте на Forex’e, не занимайтесь часами</span><br /> Острая фаза мирового экономического кризиса длится уже 9 месяцев - срок достаточный, чтобы попробовать проанализировать первые итоги. Редакция «Часового бизнеса» опросила руководителей ряда часовых компаний о влиянии кризис на их работу и о взглядах на будущее часового рынка. Полный текст статьи выйдет в ближайшем номере «Часового бизнеса». А пока предлагаем посетителям TimeSeller.ru познакомиться с отдельными интервью.

Ваша компания ощущает кризис?
Верблюда спросили: «А почему у тебя шея кривая?» Он отвечает: «А что у меня прямое?». Ощущаем так же, как и все.

Рынок сжался, спрос упал. До кризиса было некое распределение того, какие товары с какой частотой покупали. Сейчас  «горб» на этом графике сдвинулся в сторону более дешевых часов. Те товары, что раньше продавались массово, перешли в разряд редких дорогих  покупок. А те, которые были дорогими, оказались в самом хвосте.

Насколько изменилась средняя цена покупки в ваших магазинах?
Сложно сказать. В рублях осталась примерно прежней, что соответствует падению на 30-50% в валютных ценах.

А насколько изменилась выручка?
У нас есть магазины в разных городах страны, и ситуация везде разная. В некоторых регионах выручки упали катастрофически, в некоторых - не очень сильно. Москва  - снижение раза в два, если говорить о валюте.

Какие изменения произошли в компании в связи с кризисом?
Структура компании сохранилась прежней, но мы постарались максимально сократить издержки. Где могли – уменьшили арендную плату, закрыли часть магазинов, больше десяти штук, сократили персонал центрального офиса, уменьшили количество продавцов в смену. Ну и сократили закупки товара – из-за падения продаж и закрытия магазинов он просто не нужен.

Есть мнение, что этот кризис приведет к серьезным изменениям в поведении покупателей, в их подходах к приобретаемым товарам. Что люди в принципе откажутся от броских вещей. Что вы думаете по этому поводу?
Все будет определяться доходом населения. Сейчас он слегка уменьшился в рублях, и вся пирамида сдвинулась. Если в «жирное» время какая-то броская штуковина стоила $2000, то теперь эта цена эквивалентна $3000 на «старые» деньги. Фэшн-часы стоили $600, и за эти деньги более-менее продавались. Теперь их цена эквивалентна прежним $1000. Много ли фэшн-часов продавались раньше по этой цене? Нет. Вот и сейчас желающих купить их сильно убавилось. Уходимость товара сразу упала. Это что касается нашего диапазона цен. Что происходит в более дорогом сегменте, я не знаю. Но из общих соображений можно сказать, что многие покупали эти товары в счет будущих дивидендов, а дивиденды не выплатили. И продажи встали.

В регионах денег стало мало, уверенности в будущем – еще меньше, и продажи тоже остановились. В последние годы у регионального бизнеса шел бурный рост, и все думали, что и дальше все будет точно так же. Но оказалось, что никто не гарантировал, что завтра твои доходы будут такими, же как сегодня. В Москве ситуация более-менее держится, и продажи держатся.

Но каких-то серьезных, структурных изменений в спросе пока не произошло.

Как вы считаете, рынок достиг дна?
Это зависит от того, достиг ли дна глобальный рынок, экономика. Я считаю, что мы на временной ступеньке. И нас ждет еще одно падение.

Почему?
У нас страна живет за счет экспорта нефти. А спрос и цены на нефть скоро упадут. Пока все молчат о том, что обрушилась экономика Китая. Видимо кто-то «сливает» китайские активы и сейчас не заинтересован в оглашении этого факта. Через какое-то время они их сольют, и объявят о падении экономики. Вот тогда все рухнет окончательно. И нам мало не покажется. А пока весь мир живет надеждой на то, что Китай нас вытащит.

Насколько сильным может быть падение в этом случае?
Кто его знает… Может просесть еще раза в два.

Оптимистичный прогноз. Как ваша компания готовится к такому сценарию?
К такому сценарию никто подготовиться не может…

Почему, можно же превентивно закрыть магазины, сделать еще какие-то шаги…
Можно. А вдруг сценарий не оправдается? Когда ты закрываешь магазин, ты теряешь какие-то депозиты плюс все деньги, вложенные «в стены» - в ремонт и оборудование. А это немаленькие суммы. Если считать чисто арифметически, то можно довольно долго платить аренду в убыточном магазине только ради того, чтобы не строить его заново.

Если вы абсолютно уверены в каком-то сценарии – сыграйте на Forex’e, не занимайтесь часами.

А вы на Forex играете?
Нет, мы не умеем. Поэтому приходится заниматься часами.

Создал ли кризис какие-то возможности для развития вашей компании?
«Кризис – время возможностей» - это расхожая фраза, которую выжившие говорят во время подъема. Вот когда кризис закончится, тогда все будут рассказывать, как здорово они воспользовались его возможностями. А пока мы идем вниз, и никто не знает, что является опасностями, а что – возможностями.

Предположим, у нас два сценария. Один человек сделал ставку на то, что второй волны кризиса не будет, а второй – на то, что она произойдет. И каждый начал готовиться к своему варианту. Тот, по чьему сценарию пойдет жизнь, будет потом рассказывать, как правильно он все сделал. Это как в рулетке: один поставил на красное, другой – на черное. Кто-то да выиграет, и будет потом рассказывать про свою проницательность. Но пока рано об этом говорить.

Каким будет рынок через год-два?
Год – большой срок в наше время. Он будет другим, это точно. С рынка уйдут шальные деньги. Это касается и покупателей, и операторов. Будет нормальный трудовой рынок. Не будет безумных проектов типа монобутиков. Когда рынок раздутый, его хватает даже на такие проекты, которые не могут выжить на нормальном рынке.

Тем не менее, сейчас почти все производители планируют открытие новых бутиков…
Все правильно. Производители столкнулись с почти полной остановкой продаж, и они пытаются сформировать хоть какие-то каналы сбыта. Но в целом – магазинов станет меньше, сами магазины – меньше, и товара на полках тоже поубавится. Не будет коллекций по 50-80-120 моделей. Вернемся на уровень 2001 года, когда хорошей считалась коллекция в 20 штук Omega или 35 штук Longines.

Вы считаете, что мы вернемся на уровень 2001 года? Придется реанимировать «Праймтайм», «Бристоль»…
Конечно нет. Swatch Group – большая компания. Если за год кризис рассосется, то все останется как есть. Если проблемы продлятся дольше, не удивлюсь, если производители начнут закрывать представительства, чтобы сократить расходы. В последние годы часовые компании получали хорошую прибыль, но никто не ее складывал в кубышку, все тратили на развитие. Поэтому реальный запас прочности не такой уж большой.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2009

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью Консул 4-2009 Александр Коновалов