Swiss made:

революция или разменная монета? Swiss made как средство влиянияЕсть вероятность, что новые нормы Swiss made, пока еще, кстати говоря, не утвержденные швейцарским правительством, не более чем разменная монета в переговорах о торговых льготах между Евросоюзом и Швейцарией. Видимо, поэтому независимые производители и проголосовали за новые нормы без малейшего сопротивления

Swiss made - революция или разменная монета?Swiss made: революция или разменная монета?
Сторонники введения новых норм к маркировке Swiss Made преподносят их как борьбу за чистоту рядов. Реальные причины введения ужесточения требований совсем иные 28 июня заседание Генеральной ассамблеи Швейцарской Часовой Федерации (FHS) основательно встряхнуло размеренный ритм часовой индустрии. В этот день подавляющим большинством голосов были приняты новые нормы, регулирующие правомерность установки знака Swiss made на часы.

Как оказалось, событие это выходит за рамки чисто часовой темы и является элементом большой европейской экономической политики. Дело не в том, что новые нормы сами по себе были приняты: в том, что это случится, никто не сомневался. Дело в том, как именно они были приняты. Швейцарские обозреватели уже сравнили заседание FHS со съездом ЦК КПСС: члены комитета федерации проявили поразительное единодушие.

Подавляющим большинством в 87% голосов (52 против 8-ми) с первого раза и практически без обсуждений закон был утвержден. Для FHS такой результат стал поводом для ликования: раз большинство проголосовало за, значит, инициатива по ужесточению норм была необходимой мерой, с которой все согласны. Однако это не так.

С того самого момента как проект новых регулирующих норм был впервые озвучен, не утихали споры о том, не окажется ли он на самом деле дубиной, которая одним концом ударит по независимым производителям (особенно в свете ограничений Swatch Group на продажу механизмов ЕТА), а другим – по конечному потребителю. Действующая ныне редакция декрета была подписана Федеральным советом Швейцарии 29 декабря 1971 и, по мнению современных производителей, слишком мягка и устарела.

Инициаторами введения новых норм Swiss made стала сама Часовая Федерация, а также крупные концерны Swatch Group, Richemont и Rolex. Необходимость повышения планки мотивировалась тем, что предыдущая норма, принятая в 1971 году, не могла дать покупателям достаточно уверенности в том, что они покупают действительно швейцарские часы. За тридцать лет, прошедших с момента принятия нормы о маркировке, она успела морально и технически устареть: много современных фирм нашли способы, номинально соблюдая закон, практически полностью производить часы в Юго-Восточной Азии или других регионах, выполняя в Швейцарии лишь финальную сборку и финиширование.

Таким образом, существенно снижалась себестоимость часов, однако одновременно и падал престиж самой маркировки Swiss made. Последней каплей в этой истории стал демонстративный отказ в декабре прошлого года Patek Philippe от использования маркировки Swiss made на своих часах.

"Логотип Swiss Made в последнее время настолько себя дискредитировал, что я не хочу, чтобы имя нашей марки находилось в одном ряду с весьма сомнительными именами. И я не уверен, что Швейцарская Часовая Федерация в состоянии решить эту проблему, - заявил тогда президент компании Филипп Штерн. – Для Patek Philippe сегодня является вполне достаточным знак Geneva Seal, требования которого к часовщикам намного строже".

Это заставило активизироваться не только Richemont и Rolex, которые уже давно настаивали на том, что швейцарские часы в первую очередь должны быть товаром "люкс", и поэтому держать марку, но и Swatch Group и саму FHS. Президент Федерации Жан-Даниэль Паш заявил в интервью газете SonntagsZeitung, что "многие из престижных марок боятся, что маркировка Swiss made обесценивается в глазах потребителей. Нормы 1971 года в первую очередь направлены на контроль за швейцарским происхождением механизмов и почти упускают из виду корпуса, стекла, ремешки и циферблаты, не говоря уже о более мелких деталях. Но современный потребитель покупает не чистый механизм, а часы целиком. И он должен быть уверен, что они полностью швейцарские".

Ему вторил и глава Swatch Group Николас Хайек. В интервью газете Le Temps он выразился еще резче, заявив, что слабые нормы для маркировки открыли ворота для многочисленных мошенников, которые попросту обманывают покупателей. И если кто и пострадает от ужесточения норм, так это в первую очередь они. Впрочем, причины участия Swatch Group во введении новых норм, пожалуй, самые интересные. Если Rolex, Patek или марки Richemont действительно хотят отделить зерна от плевел, свою продукцию от private label, производящийся в Китае, то позицию Swatch Group объяснить сложнее.

Еще совсем недавно именно этот концерн славился своим гибким отношение к понятию Swiss made, многочисленными фабриками в Китае и упорным нежеланием ужесточать нормы производства, на которых уже несколько лет настаивали марки категории "люкс". И вот мы видим поворот почти на 180 градусов. Почему Хайек так резко поменял свою точку зрения?

Как известно, самой сильной стороной Николаса Хайека и его детища Swatch Group остается уникальная система маркетинга и логистики, позволяющая компании, несмотря на огромные размеры, быть одной из самых передовых и гибких в часовом мире. За последние годы, пока другие спорили, Swatch Group менялась. Omega настолько сдвинулась вверх по ценовой шкале, что превратилась в настоящую марку Luxury, для которой перенос производства в Швейцарию уже не скажется на цене и позиции марки. В то же время передовые разработки в области новых материалов и технологий позволили Хайеку создать абсолютно новый тип производства дешевых часов, позволяющий выпускать продукцию в Швейцарии с практически такой же себестоимостью, как в Китае.

Фотолитография, новые дешевые и прочные материалы и автоматические линии, работающие практически без обслуживающего персонала – все это из дорогих игрушек постепенно превращается в экономическую реальность. Уже сейчас концерн может выпускать часы Swatch в Швейцарии по той же цене, что и стоимость их производства в Азии. А с конвейера фабрики Ruedin de Bassecourt сошли первые новые корпуса Tissot – еще один образец дешевого Swiss made. У мелких независимых компаний нет таких финансовых и производственных возможностей, как у гиганта индустрии. Для них новая маркировка будет означать удорожание продукции и возникновение многих сложностей. Поэтому очевидно, что с принятием новых норм независимым брэндам среднего ценового диапазона будет очень сложно составить конкуренцию маркам Swatch Group.

Именно этого, - резкого удорожания производства и монополизма швейцарских поставщиков комплектующих, - и боятся противники введения новых норм. Общие опасения выразил самый активный противник новых норм Ронни Бернхайм, президент Mondaine: "Да, те марки, которые закупали части часов в Юго-Восточной Азии, теперь должны будут это делать в Швейцарии по цене в пять раз выше. Ко всему прочему комплектующие теперь будут поставляться в три раза дольше по времени. Все это приведет к тому, что нам придется повышать цены, а покупатели к этому не готовы. Кто от этого выиграет – очевидно. Швейцарские часы превратятся в дорогие игрушки "люкс", но я не уверен, что это пойдет на пользу индустрии в целом, из живого бизнеса она превратиться в мертвый контролируемый механизм".

Группа самых активных противников введения новых норм во главе Ронни Бернхаймом, а также президентом TAG Heuer Жан-Кристофом Бабеном и основателем Technomarine Франком Дюбарри при поддержке ряда независимых производителей даже планировала организовать активное выступление на заседании Федерации против введения новых норм. Но мощное лобби крупных концернов сумело склонить на свою сторону большинство членов Федерации, обладавших правом голоса.

Независимые производители, которые в течение месяцев перед заседанием высказывались резко против принятия новых норм, во время прений даже не воспользовались предоставленным им правом голоса, и проект был принят при одобрительном молчании. Объяснений, почему противники норм неожиданно сдали позиции, может быть несколько.

Во-первых, независимые производители в последний момент не решились на открытую конфронтацию с FHS и стоящими за ними корпорациями, опасаясь введения новых еще более жестких санкций на поставки комплектующих и механизмов. А во-вторых, принятие новых норм еще не означает их немедленное введение в действие. Пока FHS дало возможность всем производителям работать по старым схемам, чтобы выполнить договоренности по предыдущим контрактам, что может растянуться на месяцы и даже на годы, а тем временем ситуация может и измениться.

В первую очередь из-за окружающего Швейцарию Евросоюза, который уже высказал недовольство принятием новых норм. Увеличение доли компонентов, производимых в Швейцарии, означает сокращение закупок швейцарскими фирмами комплектующих у компаний из тех же Франции и Германии, что совсем не по душе правительствам этих стран. В дискуссии со Швейцарией у Евросоюза есть надежные аргументы: новые нормы противоречат соглашению о свободной торговле, заключенному в 1972 году, которое Швейцария не имеет права изменять в одностороннем порядке. Так что в теории на введение нового закона объединенная Европа вправе ответить торговым эмбарго.

Понятно, что мировой войны из-за маркировки не случится. Сейчас законопроект, принятый FHS, должен поступить на утверждение в Совет Кантонов Швейцарской Федерации. Рассмотрение займет еще несколько месяцев, но никто не сомневается в том, что нормы будут приняты. Государственные органы страны, конечно, озабочены судьбой национальной часовой индустрии и сохранением чистоты маркировки Swiss made, но еще больше они заинтересованы в сильной карте во время переговоров с Брюсселем, столицей Евросоюза. И одиозный для европейцев законопроект – это отличный козырь, который можно разыграть по-разному.

Например, швейцарцы все-таки настолько заинтересованы в новом имидже Swiss made, что уговорят Евросоюз внести изменения в соглашение о торговле в обмен на какие-то уступки в других направлениях. Или наоборот, закон о новых нормах окажется всего лишь пешкой в европейской геополитике, и им пожертвуют, чтобы вытребовать у Евросоюза другие поблажки в отношении Швейцарии. Как видно, сами часы в этой игре являются далеко не центральной фигурой.

Ссылка по теме: Откуда есть пошла Swiss Made?

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство