HONG KONG WATCH&CLOCK FAIR

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Крадущийся тигр, затаившийся дракон</span></span></p>

Часовой рынок Гонконга необратимо меняется, меняется и сама выставка. Но не революционными скачками, как можно было предположить еще год назад, а постепенно и деликатно - как тигр, незаметно подбирающийся к добыче.

Часовой рынок Гонконга необратимо меняется, меняется и сама выставка. Но не революционными скачками, как можно было предположить еще год назад, а постепенно и деликатно - как тигр, незаметно подбирающийся к добыче.

Ha OEM не заработаешь
Выставка в Гонконге всегда была гигантской оптовой базой для производителя. В отличие от BaselWorld, SIHH или Inhorgenta, на ней демонстрировали не товары, а производственные возможности. Здесь вперемешку с часами разбросаны стенды запчастей, компонентов и упаковки. Большинство компаний-участников занимаются ОЕМ-проектами, то есть выпускают часы для других, чаще всего иностранных, марок и очень не любят раскрывать имена своих клиентов. Появившаяся несколько лет назад "Галерея брэндов", в которой на крохотных стендах выставлялась готовая продукция часовых марок, до последнего времени воспринималась скорее как развлекательное дополнение к главному бизнесу. Брэнды, располагающиеся в рекреациях между павильонами, были призваны не более чем скрасить переход от одного зала к другому.
В этом году все стало чуть-чуть иначе. Большую часть пространства выставки по-прежнему занимают стенды ОЕМ-производителей, но и рост "Галереи брэндов", и, главное, настроение участников показывают направление перемен, ожидающих отрасль.
По сравнению с прошлым годом количество марок, представленных в "Галерее брэндов", увеличилось на 34%, и в первую очередь - за счет местных брэндов. Если раньше единственной оригинальной гонконгской маркой была o.d.m. - проект концерна Sweda, то в этом году появился еще ряд имен, вызвавших явный интерес у публики: например, часы Bruce Lee и Trixi. А та же Sweda представила свою новую разработку - марку часов Levi's. Не ОЕМ-проект, а лицензионную продукцию собственного дизайна, которая в самое ближайшее время поступит на рынок.
Даже те, кто всю жизнь занимался OEM, к этой выставке успели обзавестись собственным брэндом. Как, например, Фабрис Пуге, швейцарский предприниматель, впервые представляющий марку часов Chocolate, о дизайне которой довольно легко судить по названию, - Я сам швейцарец, но последние десять лет работал в Гонконге, участвовал в нескольких довольно известных китайско-европейских OEM-проектах, - говорит Фабрис. - Но сейчас, во всяком случае в Гонконге, этот бизнес перестал быть перспективным. Намного реальнее заработать на собственном брэнде, продавая часы тем же материковым китайцам. С них я и планирую начать, а еще с американского рынка. Не думаю, что буду продвигать свои часы в Европе, и тем более в России. Если вы пройдетесь по "Галерее брэндов", вы увидите, как много появилось в этом году новых марок, и большинство из них ориентированы на Китай.

От OEM к брэндингу
Посетившие выставку европейские обозреватели в один голос утверждают, что гонконгская часовая индустрия находится на пороге кризиса. Гонконг пока остается одним из крупнейших в мире производителей часов и компонентов, но тенденции не радуют. Если в прошлом году экспорт вырос на 9%, то в первой половине 2005-го - всего на 3%, и вряд ли эта цифра поднимется выше 6-7% к концу года. Если же взять основной экспортный товар - кварцевые часы в корпусах из недрагоценных металлов, - то рост составил всего 1 %, то есть фактически остановился. Так что причины для грусти у большинства участников выставки были вескими.
Конечно, были и исключения. Например, компания CYT с офисом в Гонконге и фабрикой в Гуанджоу, производящая аналоги механизмов ЕТА по ценам в полтора раза дешевле оригинала. Ее владельцы с удовольствием демонстрировали свою продукцию: качество - приличное, дешевизна - не запредельная, клиентура - стабильная, в основном американская. За механизм с турбийоном просят $1500, и ничего дешевле, во всяком случае явно выставленного на витринах, на выставке обнаружить не удалось. Так что тотальное удешевление турбийонов до $300 и их выброс на массовый рынок, предрекаемый в прошлом году, пока откладывается.
Но таких общительных и довольных жизнью участников было немного. Большинство ограничивались несвязным бормотанием, что "они занимаются бизнесом, подробности которого знать необязательно". Заказы? Какие-то есть. Конкуренция? Ну да, ну да. Вообще атмосфера выставки показалась довольно нервной и напряженной. Конечно, трудно ожидать, что здесь так же будут прохаживаться с сигарами и бокалами шампанского солидные упитанные бизнесмены, как в Базеле или Женеве (тем более что курить в павильонах HKWCF нельзя, а со следующего года курение обещают запретить и на стендах), однако возникает стойкое ощущение, что с началом дождей вместе с солнцем из Гонконга ушло и хорошее настроение.
Уильям Чан, глава Гонконгской федерации часовых производителей (Federation of Hong Kong Watch Traders & Industries), признался, что битву за OEM гонконгцы китайцам уже проиграли. Все производственные мощности гонконгских компаний находятся в материковом Китае, при этом изделие, которое фирма с офисом на острове может сделать за десять долларов, китайцы предлагают за два.
Гонконгцы первыми столкнулись с последствиями экспорта технологий, об опасности которых в прошлом году заговорили швейцарские газеты. Все рассматривали китайцев как потребителей или младших партнеров по бизнесу, а не как конкурентов. А те, освоив выпуск товаров приличного качества благодаря гонконгским и европейским инженерам, стали теснить учителей. Стоит напомнить, что пару лет назад точно такая же история произошла на рынке текстиля. Все были уверены, что в Китае можно шить одежду европейских марок и продавать ее тем же китайцам, и никто не ожидал, что буквально в считанные месяцы текстиль уже китайских марок заполонит порты и магазины Европы.
Опасность такой ситуации Федерация производителей и организаторы выставки - Совет по торговому развитию Гонконга - поняли еще два года назад. Тогда же они начали активно прокладывать новый курс развития часовой индустрии острова: от OEM к брэндингу, от работы на заказ к продаже готовых часов собственного дизайна. Кризис заставляет Гонконг искать новую концепцию работы, менять приоритеты, пытаясь сделать ставку не на себестоимость или качество продукции, а на знак Made in Hong Kong.

Злосчастные 30%
Важнейшим достижением нового курса считалось соглашение СЕРА (Mainland and Hong Kong Closer Economic Partnership Arrangement), вступившее в силу с 1 января 2004 года и призванное сблизить гонконгских производителей и китайских потребителей. Согласно ему ряд товаров, в том числе и 11 наименований часовых продуктов (как готовых часов, так и компонентов), сделанных в Гонконге, могут беспошлинно ввозиться в Китай.
Подобное соглашение не могло не радовать производителей. Правда, его единственное ограничение, которое вначале казалось не таким уж серьезным, за полтора года превратилось в настоящую проблему. Если для получения маркировки Made in Hong Kong для электроники и ТИП достаточно, чтобы только 13% деталей и сборка были произведены в Гонконге, то для часов минимум "домашнего" производства был установлен в 30%.
Практически треть продукта - и это для индустрии, которая еще в 80-е перенесла все производственные мощности в материковый Китай! Если гонконгская фирма производит часы в Китае, а на острове только тестирует и упаковывает их (именно так происходит в большинстве случаев), то она вынуждена платить пошлину за то, чтобы вновь ввезти их на материк для продажи. В результате дорога на китайский рынок для гонконгских фирм оказалась фактически закрыта.
Попытки преодолеть 30-процентный барьер "домашнего" лимита с прошлого года ведутся по двум направлениям. Во-первых, Торговый совет Гонконга совместно с Федерацией промышленников пытается смягчить условия соглашения и, вполне возможно, этого добьется, потому что ослабление островной часовой индустрии не выгодно также и материку. Во-вторых, Федерация промышленников с прошлого года ввела специальные стандарты работы (так называемую Q-scheme), описывающие что есть настоящие гонконгские часы. Согласно Q-scheme, для признания изделия 100% Hong Kong Made брэнд, идея, дизайн, финальная сборка и тестирование должны быть произведены в Гонконге, а качество продукции (например, отсутствие никеля в сплавах корпуса и браслета) подтверждено официальным сертификатом.
О том, что именно Китай сейчас является приоритетным рынком для гонконгских производителей, на выставке говорили все. Это не удивительно, ведь сегодня каждый производитель мечтает занять прочные позиции на китайском рынке. Но в отличие от европейцев, которым Поднебесная империя нужна для роста, компаниям из Гонконга китайские клиенты необходимы, чтобы элементарно выжить. Мое мнение может показаться спорным, но дело не столько в том, что в Китае растет спрос на часы, а в том, что только Китай способен помочь гонконгским часовым производителям найти оригинальное "лицо" собственной продукции.
Тридцать лет назад швейцарцы начали возрождение индустрии с того, что в первую очередь отбили европейский рынок, сделав "часы для своих". Swatch победил азиатских конкурентов, потому что удачно сыграл на ксенофобских инстинктах европейцев. Гонконг вполне может повторить этот опыт, если завоюет симпатии своего главного конкурента - Китая, а точнее китайских потребителей.

Потреблять, чтобы производить
Чтобы создавать что-то действительно привлекательное, надо самому это любить. Японцы "повернуты" на различных электронных гаджетах и поэтому делают их лучше всех. Итальянцы обожают часы и ювелирные "цацки" - и поэтому итальянские дизайнеры создают самые продаваемые коллекции. Швейцарцы не признают иного класса, кроме первого, поэтому все, что производится в Швейцарии, имеет имидж товаров высшего качества. Чтобы стать известным производителем, в первую очередь надо быть очень требовательным и заинтересованным потребителем. Именно поэтому маркировки Made in Japan и Swiss made имеют такой вес во всем мире.
Проблема гонконгцев в том, что они по сути своей не потребители. Жители острова много работают, экономно тратят деньги и даже не знают, когда и в какой части их острова встает и заходит солнце. "Зачем нам такие глупости?" - говорили даже молодые люди, подрабатывающие на выставке на ресепшн. Главными потребителями в городе являются европейцы, которые сегодня предпочитают тратить деньги в соседнем Макао. В городе практически нет уличной рекламы: электронных щитов, перетяжек, плакатов, хотя площади для этого можно найти гигантские. Кроме скудных вывесок вроде Samsung или Sharp на крышах небоскребов, больше ничего не манит глаз покупателя. Даже по телевизору рекламируются в основном еда или вещи, необходимые в хозяйстве.
В данном случае Китай, как один из самых мощных и быстрорастущих рынков, может оказать Гонконгу неоценимую помощь. Сейчас все крупные производители бьются за китайский рынок, который легко приучить к любому товару. Но именно индустрия Гонконга является единственной, которая может предложить китайцам оригинальные и качественные товары, созданные с четким пониманием их культуры и философии.
Китайцы и сами это ощущают, поэтому делают все больше заказов на часы, произведенные по гонконгской Q-scheme. Тем более что в Китае имидж продукции из Гонконга высок как нигде в мире. И если в России, например, гонконгцам приходится безуспешно доказывать клиентам, что их часы лишь ненамного уступают швейцарским, то в Китае такой проблемы нет.
Правильность выбранного пути подтверждают и цифры. Последний год показал, что у китайской часовой индустрии тоже есть проблемы. Если экспорт ОЕМ-продуктов из Китая растет, то собственная продукция находит спрос с трудом. По данным филиппинского агентства Global Sources, имеющего собственные корпункты в Китае, если в 2003 году объем экспорта китайских часов вырос на 22%, то в 2004-м уже упал на 2,5%.
Поэтому важнейшая цель часовых производителей Гонконга - захватить китайский рынок, пока сами китайцы не освоили международный брэндинг. На ее фоне взаимоотношения с другими странами, в том числе и с Россией, отходят на второй план.

Новое лицо выставки
Российских посетителей на HKWCF всегда было достаточно, но в этом году впервые появился участник из России - компания "Мактайм". Плакаты над витриной, в которой были выставлены лучшие часы "Мактайм", гласили: Russian Watch - Real Gold. Помимо часов фирма привезла на выставку и собственные механизмы хронографа 3133. По словам начальника отдела экспорта "Мактаима" Виктора Чернавского, участие в гонконгской выставке было имиджевой акцией, не преследовавшей каких-то конкретных результатов. Тем более что посетителями стенда "Мактаима" были в основном представители стран Ближнего Востока, где марка уже представлена. Между прочим, "Мактайм" принял решение в пользу гонконгской выставки, отказавшись от участия в московском "Ювелире", рассудив, что международная известность сейчас важнее.
То, что фирмы из разных стран начинают рассматривать HKWCF не только как гигантскую торговую площадку и место для оформления заказов, но и как возможность повысить известность имени в азиатском регионе и утвердить свой престиж в глазах международных партнеров - симптоматичный факт. В этом году в выставке участвовали в два раза больше итальянских брэндов, в полтора раза французских, впервые появились сингапурские, тайваньские марки и даже брэнд из Иордании. На ней объявили о своем приходе в Китай две весьма известные западные компании: швейцарская Milus и американский гигант Fossil. Причем Milus провел в Гонкоге мировую премьеру новой коллекции ювелирных украшений.
Меняется место Гонконга в мировой системе распределения ролей - меняется и лицо самой выставки. И, вполне возможно, что через пару лет "Галерея брэндов" займет большую часть площади выставочного комплекса, а вместо молчаливых ОЕМ-производителей по залам будут прохаживаться вальяжные главы компаний с шампанским и сигарами, готовые ответить на любые вопросы о своих новых моделях.
Если только на Watch & Clock Fair все-таки сохранятся места для курения...

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2005