Cпроси юриста

<font color="#808080" face="Verdana">Новая защита потребителя</font> ЗаконВступила в действие новая редакция закона «О защите прав потребителей». Продавцам, специализирующимся на розничной торговле, следует знать и учитывать нововведения на практике.
В нынешнем году вступила в действие новая редакция закона «О защите прав потребителей». Некоторые изменения и дополнения, появившиеся в документе, носят существенный характер. И продавцам, специали-зирующимся на розничной реализации часов, следует знать и учитывать нововведения на практике.
 
Еще понятие
Скажем сразу, что изменения, внесен­ные более чем в половину статей, суть до­кумента не меняют и направлены на уст­ранение неоднозначных формулировок его положений, приводивших к непра­вильному их применению на практике.
Кроме того, формулировки многих статей изменены в связи с тем, что в но­вой редакции закона «О защите прав по­требителей» (далее — Закон) установле­на ответственность организаций и инди­видуальных предпринимателей-импорте­ров за ненадлежащее качество импорт­ных товаров. С этой целью в документ включены понятия «уполномоченная ор­ганизация», «уполномоченный индиви­дуальный предприниматель» и «импор­тер».
Необходимость установления ответст­венности импортера вызвана тем, что уполномоченные иностранным изготови­телем организации, ответственные перед потребителем за ненадлежащее качество товара, на территории Российской Феде­рации, как правило, отсутствуют. В связи с чем потребитель был лишен возможно­сти реализовать права, предоставленные законодательством о защите прав потре­бителей, в отношении иностранного изго­товителя. Отныне этот законодательный пробел устранен. И отныне потребитель получил возможность предъявлять к им­портеру такие же требования, какие он вправе предъявлять к изготовителю.
Закон
О гарантиях
Новацией Закона является право про­давца устанавливать дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении уста­новленного изготовителем гарантийного срока. В связи с этим в статье 5, в которой описываются гарантийные обязательст­ва, введено понятие «дополнительное обязательство».
Как и прежде, за продавцом сохране­но право установления на товар гарантий­ного срока, если это не было сделано из­готовителем. Однако если гарантийный срок все-таки был установлен, то на такие случаи у продавца появилось право при­нимать на себя дополнительные обяза­тельства в отношении некачественных то­варов. Для этого в гарантийном талоне следует оговорить содержание дополни­тельного обязательства, срок его дейст­вия и порядок выполнения.
Допустим, изготовитель установил на часы гарантийный срок 1 год. В этом слу­чае продавец в гарантийном талоне ука­зывает, что обязуется по его окончании еще в течение 6 месяцев безвозмездно устранять неисправности, возникшие в них по причинам производственного ха­рактера.
Если же гарантийный срок установлен не был, то продавец может установить его по своему усмотрению — допустим, на 3 месяца. И опять же принять на себя до­полнительное обязательство, аналогич­ное описанному выше.
Информационное поле
Состав информации о товаре, который должен быть предоставлен потребителю в обязательном порядке, перечислен в п.2 ст. 12 Закона. Продавцам, реализующим потребителям часы, необходимо учесть четыре изменения, предусмотренные но­вой редакцией.
Первое обязывает продавца указать в технической документации (т.е. в паспорте на часы) наименование технического рег­ламента или иного документа, подтвержда­ющего соответствие товара. Эта новация является следствием принятия закона «О техническом регулировании», который вступил в силу в 2003 году. Однако техни­ческий регламент не принят до сих пор.
Поэтому в настоящее время в техничес­кой документации обязательно указывать только ГОСТы — в части их требований по безопасности для потребителей, а именно:
для механических часов — в части п. 4.29 ГОСТ 10733-98,
для электронно-механических кварце­вых часов — в части п. 4.35 ГОСТ 26272-98,
для электронных часов — в части п. 4.29 ГОСТ 23350-98.
Деньги и место
Второе изменение, относящееся к ин­формации о товаре, однозначно обязывает продавца указывать цену в национальной валюте — то есть в рублях. Следует заметить, что новая редакция, как и старая, не запрещает указывать цену на товар в какой-либо иностранной валюте. Однако неуказание цены в рублях отныне будет расцениваться как нарушение прав потребителя.
Закон
То есть продавец не может указать цену на часы, допустим, только в долларах, евро или же в у.е. Теперь цена должна быть обо­значена либо только в рублях, либо одно­временно с ценой в иностранной валюте. В соответствии с третьим изменением от продавца не требуется указывать сведения о месте нахождения организации, осуще­ствляющей ремонт и техническое обслужи­вание товара. Другое дело, что продавцу предоставлять такую информацию покупа­телю выгодно самому. Тем более если с сервисными центрами и часовыми мастер­скими сотрудничество уже налажено. Согласно четвертому изменению теперь наряду с информацией о месте нахожде­ния и наименования изготовителя (продав­ца) необходимо указывать также и наиме­нование импортера.
Судиться всегда...
Старая редакция Закона предоставля­ла суду право на взыскание штрафа с про­давца, нарушившего права потребителя, — в пользу федерального бюджета. Раз­мер штрафа был равен цене иска за несо­блюдение добровольного порядка удов­летворения требований потребителя.
Следует заметить, что правом попол­нить государственную казну суды пользо­вались не всегда. Да и максимальная сум­ма штрафа назначалась лишь в случаях совсем уже злостного нарушения прав по­требителей.
Новая редакция Закона таких лазеек не оставляет и предписывает суду в обя­зательном порядке взыскивать с нару­шителей «штраф в размере 50% от сум­мы, присужденной судом в пользу по­требителя».
Теперь в исковое требование необяза­тельно включать пункт о взыскании с про­давца штрафа, поскольку отныне суд взы­скать штраф не вправе, а обязан. Более того, теперь в Законе закреплено, что по­ловина суммы взысканного штрафа пере­числяется общественному объединению потребителей (ассоциации, союзу) или ор­гану местного самоуправления, если они выступили с заявлением (в суд) в защиту прав потребителя.
А это значит, что многочисленные ор­ганизации — защитники прав потребите­лей получили законодательно закреплен­ный материальный стимул для активиза­ции своей правозащитной деятельности.
Судиться везде...
Прежней редакцией Закона было пре­дусмотрено, что иск в защиту прав потреби­теля мог быть предъявлен в суд по месту жительства истца, или по месту нахожде­ния ответчика, или по месту причинения вреда. Новой редакцией п. 2 ст. 17 Закона под­судность данной категории споров уточне­на и расширена. Отныне потребитель впра­ве обратиться в суд за защитой нарушенно­го права еще и по месту своего пребывания. Специально оговорено, что если ответчи­ком является индивидуальный предприни­матель, то иск может быть предъявлен по месту жительства ответчика (т.е. его регис­трации как физического лица).
Особо оговорено, что если иск касается деятельности не самой организации, а ее филиала или представительства, то он мо­жет быть предъявлен в суд по месту их на­хождения. Таким образом, потребители получили больше прав на выбор суда, в который, на их взгляд, выгоднее или удобнее обратить­ся с иском к предпринимателю.
Несбывшиеся надежды
В прежней редакции Закона содержа­лось положение, понять которое было непросто даже юристу. Так, в соответст­вии с последним абзацем п. 1 ст. 18 Зако­на в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования по­требителя, «указанные в абзацах четвер­том и пятом настоящего пункта», подле­жали удовлетворению в случае обнару­жения существенных недостатков това­ров. Там же было предусмотрено, что Пе­речень технически сложных товаров ут­верждается Правительством РФ.
Возникали вопросы
Во-первых, российские законы еще нужно уметь читать. Под требованиями потребителя, указанными в абзацах чет­вертом и пятом пункта 1 ст. 18 Закона, многие неправильно понимали требова­ние о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответству­ющим перерасчетом покупной цены и требование о расторжении договора куп­ли-продажи соответственно.
Однако на самом деле данным прави­лом ограничивались права потребителя лишь при предъявлении требований о за­мене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (абзац четвер­тый) и на такой же товар другой марки (абзац пятый) с соответствующим пере­расчетом покупной цены. При этом тре­бование о расторжении договора купли-продажи потребитель был вправе предъ­явить при наличии в товаре даже несуще­ственного недостатка, что было крайне невыгодно продавцу.
Российское законодательство
К чести разработчиков изменений сле­дует заметить, что в новой редакции За­кона предполагалось восстановить ба­ланс интересов предпринимателей и по­требителей, т.е. распространить сущест­вовавшее ограничение прав потребите­лей в отношении товара ненадлежащего качества и на требование о расторжении договора купли-продажи. Увы, надеждам предпринимателей не суждено было сбыться.
В новой редакции Закона лишь устра­нена вышеупомянутая витиеватость формулировки, а у потребителя по-прежнему осталось право требовать расторжения договора купли-продажи даже при наличии незначительной неис­правности проданного товара.
Во-вторых, в новой редакции Закона по-прежнему не определено содержание понятия «дорогостоящий товар».
В-третьих, Перечень технически слож­ных товаров в целях применения ограни­чений прав потребителей был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575. Перечень краткий и упоминает лишь некоторые «тяжелые» товары, например, холодильники и моро­зильники, стиральные машины автомати­ческие и т.д. Часов в Перечне нет и в поми­не. Однако не упомянуты в нем и телеви­зоры, музыкальные центры, посудомоеч­ные машины и многие другие технически сложные товары, используемые в быту потребителями. Очевидно, что Перечень уже давно требует уточнения.
Таким образом, в условиях действия новой редакции Закона продавцу по-прежнему не следует спешить отказывать потребителю, предъявившему требование о замене неисправных часов с несущест­венным недостатком, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 47 Правил продажи от­дельных видов товаров (пост. Правитель­ства РФ от 19 января 1998 г. № 55) часы являются технически сложным товаром.
Согласитесь, вряд ли разумно подви­гать потребителя к перемене своего реше­ния и предъявлению более болезненного для продавца требования о расторжении договора купли-продажи.
Махнем не глядя
Регламентирующая правила замены неисправного товара ст. 21 Закона пере­писана полностью. Суть ее практически не изменилась, но появилось и новшество.
В новой редакции Закона предусмот­рено, что обязанность предоставления потребителю во временное пользование на период замены аналогичного товара длительного пользования возникает у продавца лишь в случае, если для замены неисправного товара требуется более се­ми дней. Ранее такого условия Законом не предусматривалось. При этом предоставить подмену про­давец обязан, как и прежде, лишь в слу­чае, если такое требование заявлено по­требителем. Подверглись уточнениям и правила за­мены товара надлежащего качества. ЧБ по-прежнему отстаивает позицию о том, что действие ст. 25 Закона на такой технически сложный товар бытового на­значения, как часы, не распространяется.
Тем не менее мы уважаем позицию продавцов, готовых идти на уступки по­требителям и обменивать (либо прини­мать) часы надлежащего качества, если они не подошли по одному из указанных в Законе оснований. В измененной редакции Закона по-прежнему сохранены 6 оснований обмена (возврата) товара: не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Остался прежним и 14-дневный срок реализации этого права по­требителем.
При этом ранее в число условий, кото­рые был обязан соблюсти потребитель, входило предъявление товарного или кас­сового чека, выданного потребителю вме­сте с проданным товаром. В новую редак­цию п. 1 ст. 25 Закона включено дополне­ние о том, что отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Как и прежде, право на возврат товара возникает только в том случае, если ана­логичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Однако ранее не был установлен срок возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. В новой редакции Зако­на такой срок установлен — 3 дня.
Любовь на расстоянии
Совершенно новой в Законе является статья 26.1 «Дистанционный способ про­дажи товара». В ней, наконец-то, регла­ментированы правила продажи товаров по каталогу, через Интернет, по телевиде­нию и радио. То есть в тех случаях, когда у покупателя нет возможности непосред­ственно ознакомиться с будущей покуп­кой — ни с собственно с товаром, ни даже с образцом — и он вынужден довольство­ваться описанием и фотографиями.
Насколько хорошим окажется изме­ненный Закон, покажет время и практика его применения. Но уже сегодня очевид­но, что внесенные изменения повлекут за собой внесение изменений и в подзакон­ные акты, в частности — в Правила про­дажи отдельных видов товаров. О буду­щих изменениях мы обязательно проин­формируем наших читателей.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство