Cоветы юриста

<font color="#808080" face="Verdana">Мимо кассы</font> Правильное и своевременное документирование работы сервис-центра поможет упорядочить рабочий процесс и избежать штрафов со стороны проверящих организаций.

Открывая сервис-центр, большинство руководителей думают прежде всего о мастерах, оборудования работы вспоминают лишь тогда, когда несут убытки в виде штрафа… Однако для успешного бизнеса грамотная, соответствующая требованиям действующего законодательства работа с документами важна не меньше, чем, например, наличие квалифицированных сотрудников. А в сфере оказания услуг постоянное внимание нужно уделять не только документообороту, предусмотренному требованиями налогового и потребительского законодательства, но и тем документам, которые в случае возникновения конфликтных ситуаций с потребителем могут быть использованы в качестве доказательств. Взаимоотношения между потребителя ми и предприятиями любых форм собственности, оказывающих населению услуги по ремонту и техническому обслуживанию часов, регулируются ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и «Правилами бытового обслуживания населения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025 в редакции от 30.09.2000 г. (далее — Правила бытового обслуживания). Но прежде рассмотрим требования законодательства к документальному оформлению расчетов между клиентом и предприятием бытового обслуживания.

Порядок расчетов

Согласно п. 2 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять на личные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольнокассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок указанных расчетов, а также утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Таким образом, предприятие бытового обслуживания вправе использовать бланки строгой отчетности вместо применения ККТ. Однако прежде чем решить, какую выгоду может дать использование бланка строгой отчетности, рассмотрим требования Правил бытового обслуживания к оформлению гражданско-правовых отношений между потребителем и предприятием бытового обслуживания.

Договор об оказании услуги

Наличие ККТ не освобождает предприятие сферы бытового обслуживания от заключения договора с заказчиком об оказании услуги (выполнении работы), если только услуга не оказывается в присутствии заказчика. Причем п. 4 Правил бытового обслуживания предусматривает оформление договора исключительно в письменной форме (квитанция, иной документ). Он дол жен содержать следующие сведения:
• фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
• вид услуги (работы);
• цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
• отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
• даты приема и исполнения заказа;
• гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
• другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
• должность лица, принявшего заказ, его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора выдается потребителю. Правилами не предусмотрены какие-либо основания сокращения перечня сведений, подлежащих включению в договор. Поэтому незаключение договора либо его заключение с неполным объемом сведений влечет административную ответственность по ст. 14.8 (ч. 1) КоАП РФ. Оформить расчет с потребителем без применения ККТ и без заключения с ним письменных договорных отношений в соответствии с требованиями Правил бытового обслуживания позволяет использование в деятельности предприятия бланка строгой отчетности.

Бланк строгой отчетности

До настоящего времени порядок утверждения форм бланков строгой отчетности Правительством РФ, как это определено законом 54-ФЗ, не установлен. Однако письмом Минфина РФ от 20.08.2003 г. № 16-00-16/102 разъяснено, что до выхода соответствующих актов Правительства РФ действуют формы документов строгой отчетности, утвержденные Минфином России ранее. В частности, при оказании населению услуг по техническому обслуживанию и ремонту часов может применяться бланк БО-1, форма которого утверждена письмом Минфина РФ от 20.04.1995 г. № 16-00-30-33. В соответствии с письмом МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 изготавливать бланки строгой отчетности могут любые типографии, но при условии обязательного соблюдения ими требований к изготовлению документов строгой отчетности, изложенных в письме Минфина РФ от 23.08.2001 г. № 16-00-24/70, а именно — обеспечения наличия следующей информации:
• грифа утверждения;
• наименования формы документа;
• шестизначного номера, серии;
• кода формы по ОКУД;
• даты осуществления расчета;
• наименования и кода организации по ОКПО;
• кода ИНН владельца бланка; вида оказываемых работ (услуг);
• единиц измерения оказываемых услуг (в натуральном и денежном выражении);
• наименования должности лица, ответственного за совершение хозяйственных операций, и его личной подписи. Кроме того, в бланки строгой отчетности в обязательном порядке типографским способом вносятся данные о типографии (ее название и ее адрес), номер заказа и год его выполнения, тираж.

Таким образом, использование бланков, напечатанных не типографским способом, а, например, на принтере, пишущей машинке и т.п., недопустимо. Письмом Минфина РФ № 16-00-24/70 разъясняется, что в случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все реквизиты, предусмотренные утвержденными форма ми, остаются без изменения; удаление от дельных реквизитов не допускается. Однако необходимо иметь в виду, что выдачу бланка строгой отчетности, в котором не заполнены все необходимые реквизиты, налоговые органы могут приравнять к не выдаче бланка. А это повлечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ. В связи с этим необходимо учитывать, что в бланке утвержденной в 1995 году формы БО-1 (Приложение № 1) отсутствуют разделы для указания наименования организации, ИНН организации-налогоплательщика и ОКПО. Между тем эти реквизиты необходимо указывать для соблюдения требований, содержащихся в письме Мин фина РФ № 16-00-24/70.

Для этого на уже имеющихся типографских бланках БО-1 можно проставить штамп с необходимыми реквизитами либо дополнить стандартную форму бланка необходимыми разделами при заказе ее изготовления в типографии. Форматы (размер) утвержденных блан_ ков являются рекомендательными — их можно менять, а также вносить в них элементы художественного оформления. Порядок заполнения и применения бланков строгой отчетности определен в методических указаниях, направленных на логовым органам письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 г. № ВК-6-16/210.

Справочно: В бланке должны быть заполнены все строки. Если какой-либо показатель, предусмотренный формой, отсутствует, в соответствующей строке ставится прочерк. Форма БО-1 выписывается в трех экземплярах под копирку.

1-й экземпляр (наряд-заказ) и 2-й (квитанция) направляются в производство и в дальнейшем используются для учета выручки и начисления заработной платы исполнителям работ, для списания материальных ценностей, израсходованных на ремонт, и оценки заказчиком качества исполнения.

3-й экземпляр (копия квитанции) с частично заполненными реквизитами передается заказчику как подтверждение сдачи изделия в ремонт. В процессе выполнения заказа (услуги) 1-й и 2-й экземпляры заполняются под копирку и после окончания ремонта передаются приемщику. Данные из 1-го и 2-го экземпляра вносятся в 3-й экземпляр, по которому заказчик получает изделие из ремонта. Заполненный 3-й экземпляр вручается заказчику как подтверждение выполненного ремонта и использованных материалов (деталей).

При этом на всех экземплярах делается отметка о выдаче выполненного заказа, подтвержденная подписью заказчика. На 1-м экземпляре имеется отрывной талон, который используется для оценки качества, то есть в случае неудовлетворительного выполнения заказа (услуги) заказчик вправе оторвать его. На 3-м экземпляре в специальной зоне находится гарантийный талон, который заполняется приемщиком и действует на срок гарантии.

Таким образом, использование бланка строгой отчетности формы БО-1 не только освобождает предприятие бытового обслуживания от необходимости использовать ККТ для расчетов с потребителями, но и избавляет его от необходимости заключать с потребителем договор об оказании услуги в виде самостоятельного документа.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна